УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Во власти географии


Старинная пароходная компания с длинным названием Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O) была основана еще до того, как появился закон об обществах с ограниченной ответственностью. P&O жива и до сих пор действует на основании королевской хартии, полученной ею в 1840 г.

Когда 20-летняя королева Виктория подписывала для учредителей Артура Андерсона и Броди Уилкокса хартию и контракт на доставку королевской почты в восточные колонии, она не могла бы и предполагать, что на созданную ими фирму в XXI в. будут претендовать покупатели из Дубая и Сингапура, а штаб-квартира P&O может переехать с клубной улицы Пэлл-Мэлл в центре Лондона в те самые восточные колонии. Вот вам еще одно свидетельство глобализации и неминуемого подъема Азии.

Не совсем так, и даже совсем не так. Будущие историки экономики (если таковые еще будут существовать) удивятся не невероятному подъему Китая и Индии в XXI в., а сравнительному умалению их роли в мировой экономике в XIX и XX вв. Двести лет назад никто не знал о том, что такое ВВП и как его вычислять. Но дотошный историк Ангус Мэддисон сумел оценить, что на Китай и Индию в то время приходилось до половины мирового объема производства. Вот почему власть метрополии над колониями, международная торговля и, в частности, P&O были тогда так важны.

Чрезвычайно интригующей особенностью мировой истории стало то, что в конце XVIII в. волна бурного экономического роста началась именно в Западной Европе, а не в Юго-Восточном Китае, к чему были все предпосылки. Это обстоятельство преобразило мировую политику и сформировало нынешнюю экономическую модель. Доля Китая и Индии в мировом объеме производства за 200 лет снизилась наполовину. А на Западную Европу и Северную Америку, в которых живет 10% населения земли, приходится сейчас около 40% глобального производства.

Лондон в 1840 г. был не только столицей империи, но и финансовым центром. Один город мог в те времена обслуживать весь мир, потому что государства не пытались контролировать движение капитала и регулировать сделки, а курсы валют представлялись такой же неизменной реальностью, как количество пенсов в шиллинге. Создание рынка – та сфера, в которой первопроходец надолго сохраняет свои преимущества. Лондон по-прежнему остается важнейшим центром корабельного фрахта и морского страхования, хотя Британия давно уже не морская держава. Яркий пример из XXI в. – это интернет-аукцион eBay.

Монополию Лондона подорвал рост американской экономики, благодаря чему еще одним крупным финансовым центром стал Нью-Йорк. Торговый бизнес был привязан к морским портам, а там, где шла торговля, брокеры продавали и покупали акции. Окна некоторых современных фондовых бирж до сих пор выходят на гавани – как в Сиднее и Гонконге. По той же причине крупными региональными бизнес-узлами стали Сингапур и Дубай.

Сегодняшний бизнес есть во многом результат случайных решений, принятых десятки или даже сотни лет назад, – где-то капитан Кук случайно нашел гавань, где-то железнодорожные магнаты решили разместить узловые станции. Бизнес-гуру, которые говорят, что мир меняется так быстро, что прошлое для определения будущих трендов уже несущественно, выдают свою поверхностность. История и география по-прежнему важны для бизнеса. Меняется только характер влияния. (FT, 17.01.2006)