Лорд в помощь


Первыми представителей британского истеблишмента стали вербовать российские нефтяники. В 2002 г. ЮКОС доверил управление своим подразделением Yukos International экс-министру иностранных дел Великобритании Дэвиду Оуэну, а Тюменская нефтяная компания пригласила в совет директоров сразу двух лордов – Питера Уолтерса и Уильяма Первиса. Ранее Джеффри Оуэн поступил в комитет корпоративного управления “Сибнефти”. Примеру нефтяников последовали другие сырьевики. Независимым директором “Евразхолдинга” стал Питер Дэрсбери. А один из наиболее известных лордов в России работает независимым директором “Мечела”. Это Эндрю Вуд, советник действующего премьер-министра Великобритании Тони Блэра по вопросам инвестиций в Россию (в 1995–2000 гг. он был послом Великобритании в нашей стране).

Теперь компанию им составит Норман Ламонт. Он согласился сформировать консультативный совет Юниаструмбанка и возглавить его, сообщил председатель совета директоров банка Георгий Писков. По словам Пискова, под руководством Ламонта совет будет вырабатывать рекомендации по совершенствованию корпоративного управления и ежеквартально представлять их директорам банка. Работать с банками из Восточной Европы Ламонту не привыкать. Он член совета директоров целого ряда компаний, в том числе и ставшего при его участии крупнейшим в Румынии Banca Comerciala, рассказывает Писков. Именно поэтому “Юниаструм” обратился к Ламонту, который раздумывал над предложением около полугода, объясняет он.

Сколько лорд будет получать за свои труды, Писков и Ламонт не говорят (это будет “стандартное вознаграждение для людей такого уровня”, отметил совладелец “Юниаструма”). Не раскрывают, во сколько им обошлось сотрудничество с лордами, и другие российские компании. Известно лишь, что Дэрсбери получил право приобрести акции “Евраза” в ходе IPO, состоявшегося прошлым летом, на сумму до $5 млн (с тех пор цена акции выросла с $14,5 до $19,8) и опцион на покупку акций по цене размещения еще на $0,8 млн (срок исполнения опциона – июль 2006 г.).

Консультативный совет Юниаструмбанка может стать этапом на пути формирования профессионального совета директоров для частной компании, намеренной преобразоваться в публичную, считает старший партнер Ward Howell International Юрий Барзов. В таком случае вознаграждение за работу в нем сопоставимо с тем, которое получают директора крупных британских компаний, – порядка $100 000 в год, отмечает он.

“Мне интересно развивать российскую посткоммунистическую экономику, и ее банковскую систему в частности. “Юниаструм” не самый крупный банк, зато динамично развивающийся”, – уверяет Ламонт. Писков рассчитывает, что имя и связи Ламонта кроме прочего позволят Юниаструмбанку обрести новых иностранных партнеров. Тем более что другие российские работодатели довольны своими лордами. В “Мечеле” уверяют, что почерпнули у Вуда свежие идеи, а эффективность использования финансовых и производственных ресурсов выросла. В “Евразе” отмечают, что лорд Дэрсбери пользуется уважением в деловом сообществе Великобритании, что служит хорошим сигналом для потенциальных зарубежных инвесторов.