БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: Банки на пороге IPO


Еще два года назад инвестиционное сообщество и не помышляло о первичных размещениях акций российских банков. Но времена меняются. Игроки чопорного лондонского Сити и Уолл-стрит с большей благосклонностью смотрят на российских коллег. Трудно не заметить ливень нефтедолларов, повысивший платежеспособный спрос (который все равно еще остается на недостаточном уровне), ненасыщенность рынка (по оценкам финансистов, не более 20% экономически активного населения пользуется банковскими услугами), динамизм роста финансовых показателей и наличие высокопрофессионального персонала.

Не исключено, что предстоящие IPO российских банков станут золотой жилой для инвесторов. Разогреву банковских акций способствует и интерес к отечественным финансовым структурам со стороны иностранных стратегических партнеров. С нашей точки зрения, интересная структура капитала “Лукойла” (сильная российская структура, иностранный стратегический акционер – ConocoPhillips, институциональные портфельные инвесторы) может быть востребована и российскими банками. Но для начала должна произойти давно прогнозировавшаяся, но пока в полной мере не состоявшаяся консолидация финансового сектора, рост его технологичности и клиентосфокусированности, в том числе посредством дифференциации продуктового ряда. Хотя консолидация банковского сектора имеет пределы, мелкие банки не только имеют право на жизнь, но и необходимы отечественной экономике. Если банковскую систему в целом традиционно сравнивают с кровеносной системой хозяйственного организма, то крупные банки можно уподобить артериям, а мелкие банки – капиллярам.

Затихли разговоры 2–3-летней давности о том, что банковская система – самое слабое звено отечественной экономики, программы потребительского кредитования и ипотека стали ответом российских кредитных организаций на требования времени. Но дальнейший прогресс российской банковской системы ограничен платежеспособным спросом и консерватизмом значительной части населения, привыкшей хранить свои сбережения под матрасом. Поэтому рассчитывать приходится кроме удвоения ВВП также на удвоение просвещенного среднего класса, представители которого считают активное пользование банковской пластиковой карточкой неотъемлемым атрибутом своей повседневной жизни.

Банковский бизнес рассматривается сквозь призму следующих основных плоскостей: макроэкономическая ситуация в России, определяющая спрос на деньги и финансовое благополучие заемщиков; размер и достаточность капитала (плюс динамика финансовых показателей) и разветвленность филиальной сети, влияющие на способность мобилизовать финансирование (в том числе зарубежное) и устойчивость бизнеса. Также оцениваются структура пассивов и качество кредитного портфеля, диверсифицированность и рентабельность бизнеса, наконец, реноме акционеров и эффективность менеджмента. Именно эти факторы наряду с относительными коэффициентами оцененности определят стоимость размещений банковских акций во время предстоящих IPO.

Нельзя забывать и о потенциальных рисках. Активизация в России акул мирового банковского бизнеса, обладающих притягательным брэндом, совершенными технологиями и солидным бюджетом, – одна из главных опасностей для отечественных банков в среднесрочном плане. Однако, как говорят, на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Еще одна угроза – падение ставок по размещению средств вследствие появления у заемщиков дополнительных возможностей привлечения средств и усиления конкуренции на банковском рынке.

Но если сравнивать будущие IPO российских банков с аналогичными успешными проектами в Китае в недавнем прошлом, то сильная сторона отечественных кредитных учреждений – в довольно низкой доле “плохих долгов” (в среднем по российскому банковскому сектору уровень просроченной задолженности меньше 2%, у Сбербанка – 1,8%), в то время как в Поднебесной безнадежные долги составляют более 8% кредитного портфеля из-за большой доли “политических кредитов”. Высокое качество активов – важнейшая предпосылка успеха будущих банковских IPO.

Да и самим российским банкам явно нужна свежая кровь в составе акционеров – присутствие в их числе респектабельных институциональных фондов повысит как цивилизованность и эффективность российской банковской системы, так и степень ее вовлеченности в глобальное финансовое поле. Инвесторам же в российские акции также нужны новые звездные имена в структуре их портфелей, так как время поголовного увлечения нефтегазовыми акциями явно уходит в прошлое. Так что общность интересов банков и их новых акционеров налицо, поэтому ландшафт российской финансовой системы скоро станет пестрее и интереснее.