“Транснефть” получила отсрочку


Проект Восточного нефтепровода обсуждается больше пяти лет, но “Транснефть” так и не начала стройку. Для этого ТЭО проекта должно пройти государственную экологическую экспертизу. Сначала документ изучает экспертная комиссия, а ее заключение утверждается приказом Ростехнадзора. Неделю назад 46 из 52 экспертов подписали отрицательное заключение на проект. Одной из причин этого стала близость трубы к Байкалу: на нескольких участках она приближается к озеру на 700–800 м.

В пятницу Ростехнадзор должен был подписать заключение комиссии, но этого не произошло. Чиновники продлили работу комиссии, увеличив ее состав, рассказали “Ведомостям” сотрудник Минприроды и член комиссии. Сотрудник Ростехнадзора уточнил, что работа продлена на месяц, а в комиссии будет 34 новых эксперта. Выводы экспертов были недостаточно убедительны, поясняет он. “В таком случае нельзя принимать решение, а надо более детально изучить проект”, – соглашается чиновник Минпромэнерго.

Но у Ростехнадзора не было оснований продлевать работу комиссии и менять ее состав, возражает сотрудник Минприроды. Возможно, чиновники решили выиграть время, отмечает он. Впрочем, он сомневается, что такая уловка сработает: “Вряд ли в новом составе эксперты изменят свое мнение”. “Не утверждать решение можно только в случае процедурных нарушений, но такого не было”, – соглашается один из членов комиссии. По его мнению, чиновники пытаются добиться от экспертов разрешения хотя бы на начало строительства трубы, а уже потом рассчитывают получить одобрение проекта целиком. В октябре президент Владимир Путин торопил правительство с началом стройки.

“Транснефть” не первый раз наступает на одни и те же грабли – близость трубы к Байкалу, но упорно не желает исправлять проект”, – негодует директор по природоохранной политике российского подразделения Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц. (В 2003 г. подобный проект уже был отклонен экологической экспертизой.) “В районе Байкала нередки землетрясения, в ТЭО эта опасность занижена, а в случае аварии нефть может попасть в реки, впадающие в озеро”, – отмечает Шварц.

Поменять планы “Транснефти” придется. Проект строительства терминала в бухте Перевозная Ростехнадзор отклонил, рассказали “Ведомостям” чиновники этого ведомства и МПР. Бухта не подходит технически, поясняет чиновник МПР: она не может принимать глубоководные суда, рядом с ней находится Дальневосточный морской заповедник, и соседство с терминалом может быть опасно для редких видов животных.

“Будем рассматривать другие альтернативные бухты”, – обещает вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. Их около 30, подтверждает член экспертной комиссии по проекту.