Долой призыв


История искалеченного в Челябинском танковом училище рядового Андрея Сычева, получившая большую огласку в СМИ, стала известна едва ли не всему населению России – среди опрошенных ВЦИОМ об этом деле знали 93%. При этом, как отмечает директор по международным и общественным связям ВЦИОМ Дмитрий Поликанов, дело Сычева изменило общественное мнение в пользу сторонников контракта после многолетнего роста сторонников призыва. Этот рост, по мнению социологов, был вызван как общим укреплением патриотических настроений, так и разочарованием респондентов в реальных результатах перехода ряда частей на контракт, что также освещалось в СМИ. По словам Поликанова, опрошенные вполне четко представляют себе, что контрактная армия – это полностью профессиональная армия без какого-либо призыва.

Заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Виталий Цымбал полагает, что истинное отношение к призыву и контракту дают опросы не всего населения, а мужчин призывного возраста (18–28 лет). По его словам, в 2001 и 2003 гг. ИЭПП заказывал ВЦИОМ такие опросы и оба раза за полностью контрактную армию устойчиво высказывалось более 80% опрошенных. По его словам, перевес среди всего населения в пользу призыва достигается за счет ветеранов, отслуживших и других категорий людей, которых проблема “не касается по существу”.

Между тем существующая программа реформирования комплектования армии не предусматривает в принципе перехода на контрактную службу, напоминает эксперт вашингтонского Центра оборонной информации Иван Сафранчук, – с 2008 г. срок службы сократится вдвое, при этом количество призываемых должно из-за этого вдвое вырасти. По словам Сафранчука, в целом случай с Андреем Сычевым и повышенное внимание к проблеме дедовщины вряд ли напугает общество надолго. Многими дедовщина воспринимается как неизбежное зло, поскольку ее хватает и в гражданской жизни – от школ до трудовых коллективов, и только жуткий случай в Челябинске был воспринят как нечто совершенно ужасное. “Но именно в армии дедовщина более всего опасна, поскольку она стала фактически главным средством поддержания дисциплины в казарме, а это для Вооруженных сил особенно разрушительно”, – считает эксперт.