Ноты протеста


Нет никаких сомнений: дизайнер Стюарт Хендерсон умеет свистеть. В его репертуаре любой жанр и направление – от Моцарта до Rammstein. Все признают, что у него отличный слух, а сам Хендерсон с гордостью говорит, что его “грудное вибрато” делает воспроизводимые им мелодии настоящим “искусством”.

Но несмотря на личную симпатию к Хендерсону, большинство его коллег, которые сидят с ним рядом, отдали бы все, чтобы он забыл о своем таланте. Проблема отчасти в том, что любая поднятая в разговоре тема служит спусковым крючком: у Хендерсона тут же находится подходящая мелодия. Отдельно достается Энн Бакстер, которая сидит напротив: она дочь пастора, и каждое ее рабочее утро начинается с мелодии Son of a Preacher Man (“Сын проповедника”). “Я очень уважаю Стюарта, но, если вы пытаетесь сосредоточиться, если у вас уже два часа как пропущен дедлайн, его свист буквально пронзает мозг, а от мелодии невозможно скрыться”, – говорит Бакстер.

Другие его коллеги менее сдержанны. “Его свист меня так достал, что я сказала, что в один прекрасный день я ему губы оторву”, – говорит Полли Синеси.

Офисные пространства наполнены мелодиями, которые воспроизводят различные непризнанные гении свиста, пения и мычания. Эти люди отличаются от других внешних раздражителей, например любителей говорить по телефону посредством громкой связи, по крайней мере по трем показателям. Во-первых, они зачастую свистят или поют совершенно неосознанно. Во-вторых, их мелодии чрезвычайно заразны, их легко подхватить, а избавиться от них трудно. В-третьих, они вызывают у окружающих натуральную неприязнь. Вроде той, какую вызывает одноклассник, закончивший контрольную работу раньше всех остальных.

Музыкальное сопровождение трудовых процессов – явление не новое. В качестве примера можно вспомнить классическое “Эй, дубинушка, ухнем”, которое помогало бурлакам согласовывать движения в ритме. Но в информационную эру такое применение вряд ли актуально. “Если люди что-то поют себе под нос или свистят в офисе, в этом нет никакого практического смысла”, – говорит Тимоти Гриффитс, профессор когнитивной неврологии медицинского факультета британского Университета Ньюкасла.

Проблема даже не в том, что мелодии и ритмы офисной эстрады раздражают окружающих, считают психологи. Зло в том, что эти мелодии накрепко застревают в голове у их источника и окружающих его коллег. Застревают так, что от них невозможно избавиться. Ученые называют этот эффект “музыкальным воображением” (musical imagery): когда мы слушаем мелодию или когда мы думаем о мелодии, активируются одни и те же участки головного мозга. “Это запускает психологический механизм воспроизводства мелодии по замкнутому кругу”, – говорит Гриффитс. Самые опасные в этом смысле композиции – простые и повторяющиеся. Как раз те, которые были так популярны в 1980-е. Эффект, когда у вас мелодия крутится в голове, немцы называют “ушным червем”, говорит Андреа Халпем, профессор психологии в Университете Бакнелла. Она недавно опубликовала труд, посвященный этому феномену. По ее словам, мелодия может застрять в голове на срок до трех часов.

В минувшую пятницу Стюарт Хендерсон, свистун, и все его коллеги переехали в новый офис. Воспользовавшись этим предлогом, они проголосовали за принятие определенных “правил общежития”. Пункт № 1 – запретить художественный свист и пение. (WSJ, 14.02.2006, Полина Михалева)