Полигон вместо акций


Долг “АвтоВАЗа” перед бюджетом составляет 2,7 млрд руб. Недавно в правительстве началось обсуждение идеи конвертации долга завода в его акции. У этого плана уже нашлись противники. Глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что его ведомство не будет рассматривать эти предложения, пока “АвтоВАЗ” не подготовит бизнес-план развития. А Роспром тем временем придумал другой вариант списания части долга автогиганта.

Глава Роспрома и член совета директоров “АвтоВАЗа” Борис Алешин вчера заявил, что правительство хочет списать часть бюджетного долга предприятия путем передачи в госсобственность исследовательского полигона в Тольятти, принадлежащего “АвтоВАЗу”. Долг предприятия перед бюджетом реструктурирован, но “является обременением для “АвтоВАЗа”, пояснил Алешин. Он сообщил, что проект соответствующего постановления сейчас готовится, но не уточнил, какую часть долга удастся погасить за счет передачи полигона в госсобственность.

Тольяттинский полигон – это около 40 км дорог в поселке Сосновка, расположенном в пригороде Тольятти. Полигон включает в себя разные виды трасс – из грунта, булыжника, скоростную трассу, трассы для испытаний на управляемость и устойчивость автомобиля. Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, рассказал, что полигон еще не достроен – он готов примерно на 60%.

Государство положило глаз именно на полигон “АвтоВАЗа”, поскольку хочет контролировать ключевые испытательные площадки российского автопрома. В правительстве рассматривается вопрос создания национальной автомобильной исследовательской лаборатории, куда войдет тольяттинский полигон, а также находящиеся в ведении Роспрома полигон в Дмитрове и институт НАМИ. “Использовать полигон в Тольятти в интересах только ВАЗа представляется не совсем продуманным”, – сказал Алешин.

Пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой говорит, что переход важнейших полигонов под контроль государства ничего не изменит в работе предприятия, поскольку из-за слабых технических возможностей собственного полигона ГАЗ и сейчас работает по договорам с дмитровским полигоном – он ближе, чем полигон “АвтоВАЗа”. Получить комментарии от УАЗа не удалось.

Не стали комментировать заявление Алешина и на “АвтоВАЗе”. Аналитик ОФГ Елена Сахнова недоумевает, почему государство решило забрать у завода именно полигон. Она говорит, что передачу полигона государству как способ списания долгов “АвтоВАЗа” осуществить проще, чем конвертацию долгов в акции, при этом полигон по-прежнему будет в распоряжении завода. Сахнова считает, что полигон будет оценен максимально высоко. Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, также говорит, что Роспром и Рособоронэкспорт будут завышать стоимость объекта, поскольку государству выгодно действовать в интересах контролируемого им “АвтоВАЗа”. При этом он утверждает, что реальная стоимость полигона, учитывая затраты на его строительство, должна быть никак не ниже половины госдолга “АвтоВАЗа”. “Но если государство решит погасить долг путем передачи объекта в госсобственность, об идее конвертации долга “АвтоВАЗа” в акции можно будет забыть”, – говорит собеседник “Ведомостей”.