Приоритетная национальная “ГАЗель”


В рамках нацпроекта “Здравоохранение” Минздравсоцразвития закупит в 2006 г. 7000 машин “скорой помощи”. На это в бюджете предусмотрено 3,6 млрд руб. Заявки на конкурс подали 23 компании, а предварительный отбор, завершившийся 3 февраля, прошли восемь претендентов. Окончательные итоги должны были быть подведены вчера, но их объявление перенеслось на несколько дней, сообщила представитель Минздравсоцразвития Елена Волохова. “Конкурсная комиссия заседает допоздна, не справляясь с большим объемом работы: параллельно подводятся итоги тендеров на поставку диагностического оборудования”, – пояснил источник в министерстве.

Однако имя победителя известно и без конкурсной комиссии. За неделю до завершения конкурса куратор нацпроектов в правительстве, первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил на встрече с президентом, что тендер выиграл ГАЗ: “В результате вскрытия конвертов оказалось, что его предложение наиболее конкурентоспособно”. День спустя губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, посетивший завод, сказал, что ГАЗ выиграл “все четыре лота”. То, что ГАЗ стал победителем, подтвердил и гендиректор “Руспромавто” (управляющая заводом компания) Максим Авдеев. Теперь триумфаторы утверждают, что поспешили с официальными заявлениями. Пресс-секретарь Шанцева Евгений Муравьев пояснил, что губернатор заявил о победе ГАЗа после общения с руководством предприятия и управляющей им компании. “Они заверили, что вопрос уже решен”, – подчеркнул Муравьев. А представитель ГАЗа Сергей Луговой отказался комментировать заявления чиновников, сказав: “Официальных данных об итогах тендера у нас еще нет, и комментарии преждевременны”.

Кроме ГАЗа, в конкурсе принимают участие Ульяновский автозавод (УАЗ), ООО “Электролюкс”, Торговый дом “Русские машины”, ЗАО “Взлет”, ООО “Самотлор-НН”, Торговый центр “Росавто” и “СП Моторс”. Представитель “Северсталь-Авто” (контролирует УАЗ) отказался от комментариев до оглашения официальных итогов. А сотрудник одной из компаний-претендентов заявил, что заказ Минздрава “огромен” для рынка автомобилей медицинского назначения и “работы хватит на всех”. “Можно, например, поставлять компоненты и оборудование для фургонов ГАЗа”, – считает он.

Реальную конкуренцию ГАЗу мог составить на конкурсе только УАЗ, полагает аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. “Его машины дешевле, но у ГАЗа они современнее и удобнее для городских условий”, – рассуждает она. О многих других претендентах Сахнова услышала впервые (у большинства из них даже нет интернет-сайтов). “Для ГАЗа это существенный, но не принципиальный проект”, – считает аналитик. В 2005 г. завод выпустил 160 000 грузовых автомобилей и автобусов и, по данным Сахновой, поставил около 4000 микроавтобусов “скорой помощи”.

Эксперты утверждают, что, назвав победителей до оглашения официальных итогов конкурса, Медведев и Шанцев не нарушили закона. “Законодательство о госзакупках никак не регламентирует, что можно говорить до подведения итогов тендера, а что нельзя”, – отмечает замдиректора Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева Татьяна Трефилова. А руководитель портала Tendery.ru Кирилл Кузнецов говорит, что на встрече с президентом Путиным первый вице-премьер Медведев лишь “высказал собственное мнение”. “Хотя теоретически такое поведение может расцениваться как давление на конкурсную комиссию”, – добавляет он. Но бороться с этим практически невозможно. “Если чиновник – член комиссии, то в регламенте ее работы можно прописать его права и обязанности, но как законодательно запретить высказывать собственное мнение?” – заключает эксперт.