Снова вместе


В сотню крупнейших банков мира, по данным журнала The Banker, входят пять представителей Скандинавии: шведские Nordea Group, Svenska Handelsbanken, Skandinaviska Enskilda Banken (SEB) и Swedbank, а также норвежский DnBNOR. Первой в Россию пришла Nordea. Сейчас ей принадлежит блокпакет Международного московского банка. Топ-менеджеры Nordea говорили в интервью норвежским журналистам, что группа думает о продаже акций ММБ и создании собственной “дочки”. Через принадлежащий ему Hansabank на российский рынок уже вышел и Swedbank. А в мае прошлого года ЦБ выдал лицензию российскому “Свенска Хандельсбанкен”, а в октябре Росбанк объявил о продаже дочернего мурманского Мончебанка DnBNOR.

Теперь настал черед SEB. “Мы готовились к приобретению банка в дополнение к представительству в Москве и лизинговой компании в Санкт-Петербурге”, – признался представитель шведского банка. И выбор пал на питерский Петроэнергобанк. Об этом шведский банк сообщил в среду. “Для SEB покупка – наиболее эффективный способ начать банковские операции в России, нежели создавать банк с нуля”, – уверяют шведы. Подробности сделки в SEB и Петроэнергобанке комментировать отказались.

Петроэнергобанк тесно связан с “Ленэнерго”. Гендиректор “Ленэнерго” (после реорганизации – ТГК-1) Андрей Лихачев возглавляет совет директоров банка с 2002 г. “Ленэнерго” поддерживало обороты ПЭБ. Банк обслуживает, в частности, счета “Петроэнергосбыта”, созданного “Ленэнерго” для приема платежей частных абонентов. Некоторые корпоративные клиенты также вели расчеты с энергетиками через ПЭБ, рассказывает Лихачев. После реорганизации “Ленэнерго” принадлежавший компании пакет ПЭБ перешел к Северо-Западной энергетической управляющей компании. И этот пакет, который был меньше блокирующего, полтора месяца назад управляющая компания продала на аукционе как непрофильный актив, рассказал Лихачев. SEB не был участником конкурса – возможно, он приобрел пакет через брокера, утверждает менеджер. Председатель совета директоров “КИТ Финанс” Александр Винокуров считает, что шведы заплатили за петербургский банк не больше $10 млн. “Пустым банком ПЭБ не назовешь, однако шведов, скорее всего, интересовала лицензия”, – говорит он. Гендиректор компании Advanced Research Светлана Пальянова оценивает ПЭБ в $20 млн. Доходность по коммунальным платежам, в том числе за электроэнергию, достаточно высока, отмечает она. К тому же это достаточно “чистый” банк, отмечает замгендиректора Санкт-Петербургского регионального дилингового центра Максим Фрейман.

По словам члена совета директоров инвестиционного банка Trigon Capital Глеба Огнянникова, для скандинавских банков проще заходить на российский рынок через Петербург, поскольку конкуренция здесь не такая сильная, как в Москве. Он предполагает, что петербургским рынком SEB не ограничится, а ставку будет делать на розницу.

По словам Лихачева, в течение года вывод счетов энергетических компаний из ПЭБ не планируется: “SEB – уважаемая международная организация, что же оттуда уходить?”

Приход SEB в Россию ожидался давно, солидарны председатель правления Хансабанка Друвис Мурманис и вице-президент Svenska Handelsbanken Пер Лундберг. И пока SEB больше всего стоит опасаться конкуренции со стороны уже присутствующих в России шведских коллег. По словам представителя SEB, банк намерен сделать ставку на скандинавские и балтийские компании, работающие в России. “Клиентская база у нас одинаковая”, – говорит Лундберг. “SEB будет нашим прямым конкурентом”, – признает Мурманис.