Окном к клиенту


Закрывались офисы в основном в процессе реорганизации. Так, за счет закрытия некоторых офисов банка ОВК сократилась сеть Росбанка. В процессе присоединения сократилась сеть объединенного “Уралсиба”.

По данным исследования, за прошлый год розничные банки увеличили свою сеть в столице на 10% до 738 точек. За 2005 г. почти в 45% исследуемых банков число обслуживающих офисов увеличилось, в 38% – уменьшилось, в 17% – осталось неизменным. 80% офисов и отделений были перепроверены дважды.

Больше других приумножил свою сеть Международный московский банк – она выросла в 2,75 раза. На втором месте “Внешторгбанк – Розничные услуги” и “Авангард” – их сеть увеличилась в 1,89 раза. Также среди лидеров Русский банк развития (в 1,64 раза) и Инвестсбербанк (в 1,57 раза).

Хотя ММБ почти утроил число своих точек, по количественному приросту новых офисов (семь штук) он делит четвертое место с Русским банком развития.

На первом месте банк “Юниаструм” (12), на втором – “ВТБ – Розничные услуги” (девять), на третьем – “Авангард” с Инвестсбербанком (по восемь). Однако после Сбербанка самая обширная сеть у МДМ-банка, констатируют в “Финисте”, приплюсовав к 81 точке за прошлый год еще одну. Правда, в этом году МДМ намерен закрыть свои оперкассы в сети “Седьмой континент”.

“Наибольший упор мы делаем на рынке частных вкладов”, – обосновывает рост сети президент Инвестсбербанка Павел Бойко. Количество офисов “ВТБ – Розничные услуги” выросло в результате перевода розничного бизнеса из Внешторгбанка, поясняет член правления “ВТБ – Розничные услуги” Александр Ястриб.

Гендиректор “Финиста” Михаил Смирнов отмечает, что около трех лет назад московская банковская сеть в основном состояла из отделений банка ОВК и Сбербанка. “Теперь отделения других банков стали более заметны”, – констатирует Смирнов. Их будет еще больше, ведь популярность и депозитов, и кредитов у населения будет расти, уверяет Бойко.

Несмотря на популярность мини-офисов, банки отдают предпочтение универсальным отделениям, которые по итогам года показали наибольший рост (66% по сравнению с 2004 г.). В Инвестсбербанке, по словам Бойко, считают, что для обслуживания и привлечения частных вкладчиков подходят именно полноценные банковские отделения. “Последние два года мы увеличиваем сеть именно для физлиц”, – говорит начальник управления розничных продаж ММБ Максим Кондратенко. По его словам, это и мини-отделения (для работы с большим потоком людей), и отделения среднего формата (с персональными менеджерами).

Развитие “легкой сети” снижает затраты банка, что помогает сделать бизнес более прибыльным, отмечает Ястриб. Кроме того, для открытия многофункциональных отделений ЦБ предъявляет более жесткие требования, добавляет он.

Смирнов отмечает, что банки по-прежнему не очень активно выходят в спальные районы, даже с использованием “легкой сети”.

По мнению исполнительного директора Центра развития Дмитрия Лепетикова, в Москве банковская сеть уже достаточно развита: “Безусловно, она будет увеличиваться, но уже не такими темпами”, – уверен он. Лепетиков полагает, что этому будет способствовать переход банков на более высокие технологии, например обслуживание при помощи Интернета или телефона. Кондратенко же убежден, что будет расти спрос как на живое, так и на дистанционное общение с банком.