“Алейскзернопродукт” закрылся


Почти год назад “Алейскзернопродукт” выкупил у миноритарных акционеров около 8,5% акций и разместил их на своем балансе. Тогда Старовойтова отказалась объяснить причины приобретения акций, а эксперты говорили, что, выкупая их, компания либо готовится к продаже, либо защищается от возможной их скупки сторонними инвесторами. Вероятно, “Алейскзернопродукт” погасит эти акции в течение года, полагали они, что увеличит пакет Старовойтовой почти до 100%. В 2002 г., согласно отчетности компании, владельцы уже использовали аналогичную схему. Тогда были погашены 902 922 обыкновенные акции, не размещенные в ходе допэмиссии. В результате пакет акций Сергея Старовойтова (бывший гендиректор и муж Аллы Старовойтовой, умер в 2002 г.) вырос с 65% до 76%, а пакет Старовойтовой – с 8% до 10%. Старовойтова унаследовала акции мужа.

Вчера Старовойтова сообщила “Ведомостям”, что общее собрание акционеров компании 20 февраля приняло решение о преобразовании компании в ЗАО “для защиты от враждебной скупки акций”. С 6 марта ОАО “Алейскзернопродукт” официально стало ЗАО, сказала она. “Несколько компаний хотели скупить акции “Алейскзернопродукта”, таким шагом мы смогли разрешить эту проблему”, – пояснила Старовойтова. Назвать претендентов на “Алейскзернопродукт” она отказалась.

В прошлом году “Разгуляй” и одна из региональных инвесткомпаний интересовались предприятием, сообщил топ-менеджер зерновой компании, просивший не упоминать его имя. Но Старовойтова отказалась продать акции. Тогда одна из этих компаний начала скупку акций у работников предприятия, вспомнил топ-менеджер, но купить существенный пакет ей так и не удалось.

Опрошенные “Ведомостями” участники рынка называли среди наиболее вероятных претендентов на покупку “Алейскзернопродукта” “Аладушкин Групп” и “Настюшу”.

Гендиректор “Настюши” Игорь Пинкевич отказался от комментариев, а помощник гендиректора по PR “Аладушкин Групп” Наталия Демиденко сказала, что компания “на сегодня не имеет намерения приобрести “Алейскзернопродукт”.

Председатель совета директоров “Павы” Андрей Игошин также уверил, что намерения купить “Алейскзернопродукт” у его компании не было.

Участники рынка расходятся в оценке последствий реорганизации “Алейскзернопродукта”.

Игошин согласен с тем, что этот способ эффективно работает как средство защиты от недружественных поглощений. Такое решение ограничивает обращение акций, поэтому акционеры с контрольным пакетом могут максимально контролировать все решения общества, поясняет он.

С Игошиным солидарен аналитик “Финама” Константин Петоян. Однако, по его словам, такая защита от чужих может обернуться для “Алейскзернопродукта” неприятными последствиями. Превращение “Алейскзернопродукта” в ЗАО может ослабить положение компании на рынке, поясняет он: “Сейчас “Пава” и “Разгуляй” привлекают средства для развития через IPO, а “Алейскзернопродукт” этого сделать не сможет”. Инвесторы воспринимают ЗАО как менее эффективную форму развивающихся компаний, считает аналитик. По его мнению, несмотря на то что выпуск облигаций и банковские кредиты остаются для “Алейскзернопродукта” доступными, вполне вероятно сокращение его рыночной доли. Петоян подчеркивает, что случаи преобразования в ЗАО часты, но к ним прибегают небольшие компании, как правило, владеющие недвижимостью и боящиеся враждебного поглощения.

А руководитель аналитического центра Energy Consulting Екатерина Смирнова видит будущее “Алейскзернопродукта” более оптимистичным. Хотя преобразование в ЗАО может отрицательно сказаться на имидже компании, она не будет испытывать серьезной нехватки в финансовых средствах, а охлаждение к ней инвесторов вряд ли скажется на ее бизнесе, считает Смирнова.