Зеленая революция


Продавцов традиционного топлива новые технологии пока не пугают. “Поиск альтернативных видов топлива активно ведется самыми разными компаниями, однако ни один из предложенных вариантов, кроме газа, не приобрел широкого распространения”, – говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По данным Надежды Казаковой из Альфа-банка, в январе 2005 г. тонна самого дешевого, “летнего” дизельного топлива стоила 12 243 руб., а в феврале 2006 г. – уже 16 607 руб.

Принадлежащая холдингу компания “Железнодорожное” в конце февраля провела первые испытания биотоплива, сообщила “Ведомостям” PR-директор “Интеко-агро” Элеонора Пахомова. Тепловоз, заправленный рапсовым маслом, провез два вагона от станции Строитель до Белгорода. Рапсовое топливо было выращено на белгородских полях “Интеко-агро” и переработано на ее Орловском маслозаводе. По словам Пахомовой, эксперимент оказался удачным и в этом году все тепловозы “Железнодорожного”, курсирующие по этому маршруту, перейдут на расповое масло. “В перспективе топливом для дизельного двигателя может стать и подсолнечное масло, когда мы научимся удалять из него парафин”, – приводятся в пресс-релизе компании слова гендиректора “Интеко-агро” Виктора Батурина. По его оценке, топливо из рапса обойдется компании как минимум в четыре раза дешевле, чем солярка. Ориентировочная стоимость литра биотоплива составила 4–5 руб. при прогнозной стоимости солярки в 2006 г. 19–20 руб. за 1 л. По данным “Интеко-агро”, в 2005 г. компания собрала около 8000 т рапса, из которых можно получить 2500–3000 т масла.

Потребители задумываются о переходе с нефти на альтернативное топливо, когда на нефтяном рынке возникает кризис. Рост цен на нефть в конце 90-х заставил 95% бразильских автомобилистов заменить бензин спиртом, рассказывал в интервью “Ведомостям” Аролдо Лима, гендиректор Государственного нефтяного агентства Бразилии. Гендиректор американского химического концерна DuPont Чад Холлидей анонсировал планы строительства завода по производству топлива из кукурузы. Американская компания Beatrice Biodiesel собралась в начале 2006 г. строить завод по выработке биотоплива из сои. А правительство Украины еще в конце 2005 г. приняло программу развития производства дизельного биотоплива на период до 2010 г. Украинцы планируют инвестировать в нее около 170 млн евро, которые пойдут на строительство нескольких заводов по переработке рапса.

В России же пока таких масштабных проектов нет, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Не планирует строить завод и “Интеко-агро”, предпочитая заливать в тепловозы чистое рапсовое масло, отмечает Пахомова. Рылько объясняет, что большие инвестиции в биотопливо пока невыгодны: себестоимость горючего из рапса выше, чем традиционного топлива, уверен он. Использовать же непереработанный рапс, как это делает “Интеко”, менее эффективно. К тому же в России мало этой культуры – в 2005 г. урожай рапса составил

300 000 т, из которых можно получить не более 100 000 т масла.

В мире сейчас есть два вида растительного топлива – биодизель, получаемый из масличных культур, и биоэтанол, вырабатываемый из всего, что содержит целлюлозу, рассказывает гендиректор ИКАРа. Самым дешевым сырьем для топлива Рылько считает сахарный тростник. В Бразилии, которая сейчас перерабатывает в этанол 53% тростника, стоимость биотоплива составляет всего $0,16 за 1 л.