Пятые по запасам

Д. Гришкин

Планка в $100 млрд российским золотовалютным резервам покорилась в октябре 2004 г. К тому моменту они уже превысили и внешний долг страны, и ее годовой импорт. Это стало более чем внушительным заделом – ведь МВФ, к примеру, считает минимально достаточным уровнем резервов стоимость импорта за 3–4 месяца, отмечает директор аналитического управления “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев. Но копилка страны продолжила ускоренно пополняться благодаря дорожающей нефти, ведь основным покупателем валютной выручки оставался Центробанк. И вместо предсказываемых экономистами $140 млрд к началу этого года золотовалютные резервы уже превысили $180 млрд. А теперь им покорилась и планка в $200 млрд.

Вчера Центробанк сообщил, что к концу прошлой недели золотовалютные запасы России составили $201,7 млрд (неделей ранее они оценивались в $197,9 млрд).

При таких темпах наша страна очень скоро сможет переместиться с 5-го на 4-е место по величине накоплений. В конце февраля, по данным Reuters, Россия уступала Японии ($850 млрд), Китаю ($819 млрд), Тайваню ($257 млрд) и Южной Корее ($216 млрд). Но у последней резервы растут гораздо медленнее – за полтора года всего на 15%, а у России – в два раза. Экономист инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин видит еще одно отличие нашей страны от соседей по списку: они целенаправленно наращивали резервы для экономической экспансии, а Россия просто оказалась под потоком нефтедолларов. Поэтому основным инструментом в денежно-кредитной политике ЦБ стало накапливание резервов и регулирование обменного курса, добавляет он.

Большие золотовалютные резервы создают запас прочности для экономики и поэтому являются несомненным благом, убеждены экономисты. Смотрят на динамику этого показателя и иностранные инвесторы. “Стабильно растущие резервы – один из признаков здоровья в экономике страны”, – отмечает директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер.

Впрочем, рост резервов имеет и свою цену – дополнительные 2% к годовой инфляции, как считает Надоршин. Центробанк невольно стимулирует инфляцию, печатая дополнительные рубли для скупки идущей в страну валюты. Правда, первоочередной целью скупки является вовсе не пополнение резервов, а противодействие чрезмерному укреплению рубля, наносящему вред отечественному производству. Но в итоге растут и инфляция, и золотовалютные резервы. Теперь банкиры начинают уже задумываться о том, как стимулировать отток валюты за рубеж. Член совета Ассоциации российских банков и председатель совета директоров Агрохимбанка Владимир Гамза предлагает не только ускорить выплату внешнего долга страны, проценты по которому выше, чем доход при размещении резервов, но и подтолкнуть предприятия к закупке иностранных технологий. “Банки могут кредитовать предприятия на подобные приобретения, если ЦБ будет рефинансировать такие кредиты. Тогда на рубли будет приобретаться валюта. Угрозы инфляции нет, поскольку деньги уходят из страны. А экономика становится более конкурентоспособной”, – рассуждает Гамза.

Однако сам Центробанк заинтересован накапливать валюту – доходы от управления золотовалютными резервами служат основным источником прибыли ЦБ, отмечает член Национального банковского совета Анатолий Аксаков. Основная часть резервов находится на депозитах в первоклассных западных банках, а также вложена в ценные бумаги эмитентов с наивысшими рейтингами. А в прошлом году росли и ставки ФРС США и годовой LIBOR поднялся почти на 2 процентных пункта (до 4,84%), вспоминает начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. В результате доход от золотовалютных резервов составил большую часть из 50 млрд руб., полученных Центробанком в прошлом году за счет операционной деятельности.