ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Посредником, от которого Кинах предлагает избавиться, является компания Rosukrenergo, получившая известность в ходе новогодней российско-украинской газовой войны. Напомню, что война завершилась “прозрачной”, как ее не стеснялись называть, сделкой: “Газпром” будет продавать свой газ дорого, а Украина – покупать дешево. Превратить дорогой товар в дешевый и должна Rosukrenergo, ставшая единственным контрагентом “Газпрома” на Украине. Rosukrenergo – совместное предприятие: половина принадлежит российскому “Газпрому”, половина – австрийской Raiffeisen Investment. Зарегистрирована в Швейцарии. Но самое интересное в Rosukrenergo то, что ее австрийские бенефициары неизвестны даже самым высокопоставленным участникам газовой сделки.

“Я обращался лично к российской стороне, лично несколько раз о том, чтобы была дана информация об этом. Я также обращался к австрийской стороне <...> К сожалению, <...> я не имею информации о том, кто является основателем этой структуры”, – жалуется президент Украины Виктор Ющенко. Это неудивительно, ведь президент России Владимир Путин (“российская сторона”) тоже не в курсе: “Кого они завели на эти 50% под вывеской Райффайзенбанка, я не знаю <... > И “Газпрому” это неизвестно. Поверьте, на 100% вам говорю. Это украинская часть. У них и спрашивайте”. Забавно, кстати, но этот пассаж Путина, растиражированный газетами после его испанской пресс-конференции, на официальном президентском сайте мне обнаружить не удалось – у бенефициаров Rosukrenergo, похоже, длинные руки.

Украинский премьер Юрий Ехануров жалуется, что вынужден просить информацию о Rosukrenergo у российского премьера Михаила Фрадкова. Но тот, конечно, ничего не знает. И министр энергетики России (а заодно член совета директоров “Газпрома”, контролирующего половину Rosukrenergo) Виктор Христенко ему не поможет: “Наша сторона по-прежнему не располагает информацией относительно бенефициариев, стоящих за долей, которая зафиксирована за Raiffeisen Investment”. И заграница не поможет. “Мы считаем, что это очень подозрительная организация. Трудно понять, почему она играет такую значительную роль в таком важном соглашении”, – дипломатично уходит от ответа посол США на Украине Джон Хербст.

Между тем, по финансовой отчетности “Газпрома”, за девять месяцев 2005 г. Rosukrenergo заработала чистую прибыль около $0,5 млрд. В этом году аналитики обещают посреднику $1,5 млрд прибыли. И никто – никто! – не знает, кому достанется половина этой суммы. Стыдно на этом свете, господа.