Несгибаемые грызоборцы


В марте прошлого года Чарльз Джордан, почтовый служащий из Бруклина, получил патент на переносную электрическую мышеловку. Прибор, по форме напоминающий кота, привлекает мышей запахом сыра, источаемым из специального резервуара. Как только мышь оказывается внутри, прибор автоматически засасывает ее в специальное отделение, где грызун погибает. Однако до сих пор был создан лишь опытный образец. Для запуска не хватает сущей мелочи – денег. Не менее показателен опыт Роберта Форнала. Он создал устройство Mouse Depot, которое не убивает грызунов. Животное, привлеченное приманкой, просто проваливается в специальный резервуар. Патент Форнал получил еще в 1994 г., но только через четыре года ему удалось наладить производство и продажи мышеловок. Сейчас он продает около 20 000 устройств в год, в основном через Интернет. Цена – $6,95 за штуку.

Более удачливым поначалу был изобретатель Боб Ной, который придумал мышеловку, убивающую грызуна разрядом электрического тока, – до этой идеи он дошел, увидев, как погибла крыса, столкнувшись с электрическим ограждением по периметру его фермы. Принцип действия изобретенного им прибора Rat Zapper – размером с пакет молока на четырех пальчиковых батарейках – прост. Он заманивает свою жертву внутрь и убивает ее разрядом.

Запатентовав свое изобретение 10 лет назад, Ной стал искать партнеров по бизнесу, которые помогли бы ему расширить рынок сбыта. В 2000 г. к нему обратился старейший производитель традиционных пружинных мышеловок в стране – компания Woodstream (торговая марка Victor). Woodstream хотела продавать под своей маркой устройства, изобретенные Ноем.

Но через три года Woodstream разорвала контракт и начала продавать собственные версии электрических мышеловок Electronic Mouse trap и Electronic Rat trap. Изобретатель обратился в суд Филадельфии и обвинил бывшего партнера в нарушении авторских прав. Woodstream утверждает, что патент Ноя недействителен. “Мы убеждены, что сможем отстоять свою позицию”, – говорит Харри Вейли, президент Woodsream.

Сейчас на рынке электрических мышеловок всего два игрока: компания Ноя AgriZap и Woodsream. Потенциальные конкуренты пока лишь присматриваются к нише. Крупный производитель мышеловок, Bell Laborotories, тестировал изобретения Ноя, но пока решил воздержаться от выпуска собственной версии. “Мы обнаружили, что в некоторых случаях устройству не хватало силы тока, чтобы убить мышь, – поясняет Стив Леви, гендиректор Bell Laborotories. – Но самое главное, мы не уверены, что кто-то готов платить $40 за такое устройство”. Впрочем, сам Ной считает назначенную им цену справедливой. В прошлом году он выпустил на рынок более мощную версию своего прибора, работающего от более емких батарей.

Теперь Ной занят разработкой версии своего продукта для крупных розничных сетей. В этом ему помогает компания Applica, производитель домашней утвари под торговой маркой Black and Decker. Как утверждает руководитель проекта Applica Питер Блаха, компания заинтересована в инновационных продуктах. Но борьба с грызунами – непростой бизнес, слишком многое уже было испытано, добавляет он. “Не надо забывать: очень много людей постоянно выходят на рынок со своими гениальными идеями, и все они уверены, что изобрели что-то, от чего у потребителей снесет крышу”, – говорит Блаха. (2.03.2006, WSJ, Полина Михалева)