Уловка Кудрина


Всего три недели назад правительство одобрило сценарные условия развития экономики на 2007–2009 гг. Оптимистичный вариант строился на том, что цены на нефть Urals окажутся в коридоре $46–49 за баррель, а экономика будет расти на 5,8–6% в год. Предполагалось, что экспорт нефти увеличится к 2009 г. до 283 млн т, будет расти и экспорт газа – на 5,1% в 2009 г. Одновременно были увеличены и инвестиционные расходы бюджета – до 700–800 млрд руб. в ближайшие три года, и никаких указаний на падение доходов в сценариях не было.

Однако за прошедшее время у министра финансов Алексея Кудрина заметно поменялась картина будущего. В пояснительной записке к проекту финплана на 2007–2009 гг., который вчера рассматривала комиссия правительства по бюджетным проектировкам, министр указал на снижение экспорта нефти и газа, а также изменение налогообложения нефтедобычи в ближайшие годы. Существенно снизятся поступления от НДС. Эти тенденции могут привести к тому, что в 2007 г. доходы бюджета без учета отчислений в стабфонд окажутся меньше на 68,4 млрд руб., чем предполагалось в утвержденном финплане на 2006–2008 гг. А в 2008 г. “минус” к прежним оценкам будет еще больше – 172 млрд руб. Поэтому Минфин не исключает корректировку расходов бюджета в ближайшие два года на 240 млрд руб. Правда, более определенно об этом можно будет судить в мае, когда появятся точная информация об исполнении бюджета 2005 г. и данные I квартала этого года, оговаривается в пояснительной записке Кудрин.

Этот документ поразил участников заседания, рассказал “Ведомостям” один из них. “Не было убедительных аргументов, что отмеченные Минфином тенденции возобладают и появятся выпадающие доходы”, – заметил он. Зато министр экономразвития Герман Греф и его заместитель Андрей Белоусов обратили внимание на то, что финплан не стыкуется со сценарными условиями, добавил чиновник. По его словам, премьер-министр Михаил Фрадков дал Кудрину и Грефу неделю на устранение этой неувязки. “Минфин просто взял параметры утвержденного финплана [на 2006–2008 гг.] и перенес их в финплан на 2007–2009 гг., не учитывая рост номинального ВВП, представленного в сценарных условиях на 2007–2009 гг.”, – говорит руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. Смысл уловки коллег он видит в том, чтобы занизить доходы и иметь возможность ограничить бюджетное финансирование инвестиций. Минфин фактически хотел переутвердить предыдущий финплан, а все дискуссии по объему расходов отложить на июнь, подтверждает эту версию другой чиновник правительства. Получить комментарии пресс-службы Минфина по этому поводу не удалось.

Главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков полагает, что Минфин готовит почву для сокращения непроцентных расходов и их структурирования. “Бюджетное счастье, основанное на мировых ценах и росте сырьевого экспорта, заканчивается”, – прогнозирует он. Минфин просто отразил объективную тенденцию, замечает Евгений Хотулев из Экономической экспертной группы. По его словам, инвестиции в нефтянку растут все медленнее и уже через 2–3 года это может сказаться на объемах добычи и экспорта нефти. Кудрин последовательно идет к созданию бюджета, очищенного от нефтяных доходов, и в принципе это верно, говорит аналитик “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев. Но отрывать госрасходы от роста ВВП, по его мнению, ошибочно. Если мы ориентируемся на инновационно-инвестиционный рост экономики, нам никуда не деться от участия государства в финансировании крупных проектов, полагает руководитель казначейства ВТБ Николай Кащеев.