$6,7 млн на инсайде


Во вторник по обвинению в использовании инсайдерской информации были арестованы аналитик по бумагам с фиксированной доходностью Goldman Sachs Юджин Плоткин, аналитик по слияниям и поглощениям Merrill Lynch Станислав Шпигельман и рабочий типографии Хуан Рентериа. В тот же день SEC предъявила обвинения всем 13 фигурантам этого дела – организаторам и трейдерам, нанятым ими в США, Германии и Хорватии.

SEC начала расследование в августе 2005 г., когда 63-летняя хорватская пенсионерка Соня Античевич приобрела за $130 000 опционы на покупку акций Reebok накануне поглощения компании за $3,8 млрд конкурентом – Adidas-Salomon. После этого акции Reebok выросли на 30%, а Античевич заработала $2 млн. Сделку она совершила по просьбе своего племянника – Давида Пайчина, полгода проработавшего аналитиком в Goldman Sachs. За помощь ей было обещано $36 000.

29-летний Пайчин и 26-летний Плоткин придумали схему, которая принесла им $6,7 млн. Они вместе работали в Goldman Sachs в 2001 г. и уже тогда пытались найти инсайдеров в инвестбанках, которые сообщали бы им о готовящихся сделках. В частности, обсуждался план с участием стриптизерш, которые помогали бы выуживать информацию из банкиров. Эту идею реализовать так и не удалось, но по крайней мере две другие оказались успешными.

В ноябре 2004 г. Плоткин познакомил Пайчина с инсайдером из Merrill Lynch – 23-летним Шпигельманом. По данным прокуратуры, Шпигельман рассказал о готовящейся сделке на $57 млрд между Procter & Gamble и Gillette. После этого Шпигельман радовал заказчиков сведениями еще о пяти сделках: между Novartis и Eon Labs, Duke Energy и Cinergy, Quest Diagnostics и LabOne, Celgene и Amgen (не состоялась), а также Reebok и Adidas. Услуги Шпигельмана оплачивались наличными. Плоткин и Пайчин сами выходить на биржу боялись, поэтому информация передавалась трейдерам в США и Европе. Благодаря инсайду из Merrill Lynch Плоткин и Пайчин заработали $6,4 млн.

Вторым источником инсайда стал журнал BusinessWeek, за последние 20 лет переживший как минимум три подобных скандала. Разместив объявление в Интернете, Плоткин и Пайчин нашли сообщников: 24-летнего Николауса Шустера и 20-летнего Рентериа, согласившихся устроиться на работу в одну из четырех типографий журнала – Quad/Graphics в Висконсине. Они видели сверстанную полосу раньше, чем журнал попадал в продажу, и сообщали заказчикам содержание аналитической колонки Inside Wall-Street (“Уолл-стрит изнутри”). По данным SEC, Шустер и Рентериа передали информацию как минимум по 20 компаниям (в том числе TheStreet, PriceSmart и Symbol Technologies). Сделки с акциями совершали либо сами Плоткин и Пайчин, либо нанятые ими трейдеры. На этом Плоткин и Пайчин заработали $345 000. В прошлом году Пайчин и Шустер были арестованы.

“Это одна из самых разветвленных инсайдерских сетей, расследованием которых мы когда-либо занимались”, – заявил Марк Шонфелд, директор Северо-восточного регионального офиса SEC. Прокурор Майкл Гарсия назвал расследование “самым масштабным в регионе за несколько десятилетий”.

И Merrill Lynch, и Goldman Sachs уже сообщили, что сотрудничают с правоохранителями. “Если эти обвинения соответствуют действительности, это значит, что главные принципы Merrill Lynch серьезно нарушены, – говорится в заявлении банка, – мы не миримся с инсайдом и не потворствуем ему”. Goldman Sachs ситуацию не комментирует.

Плоткину грозит до 70 лет заключения, Шпигельману – до 55 лет, Рентериа – до 15 лет. (Использованы материалы FT и WSJ.)