Цена любви к искусству


Настоящая сенсация прошедших в среду торгов – небольшая (73,7 х 115,5 см) темпера Николая Рериха “Лао-цзы”. При эстимейте $200 000–300 000 она была продана за $2,2 млн. Похожая на нее, тоже входящая в серию “Знамена Востока” и имеющая тот же эстимейт картина “Конфуций справедливый” ушла за $1,248 млн. Прогнозировать такой результат было невозможно – работы Рериха, достаточно традиционные для этого автора, никогда за такие деньги не продавались.

Можно было прогнозировать, что пейзаж “Оливковая роща” Петра Кончаловского за запрошенные $2,5–3,5 млн продан не будет. Так и случилось, хотя картина и очень хороша по живописи, и относится к раннему, наиболее ценному периоду творчества художника, – его работ и так очень много на рынке.

Из других топ-лотов аукциона были проданы, незначительно превысив эстимейт или в его пределах: музейного уровня “Нищие” Павла Филонова и Алисы Порет ($1,472 млн), отличный “Портрет мужчины в красном галстуке” Роберта Фалька ($940 000), очень красивая картина Николая Богданова-Бельского “Читающая в саду” ($1,360 млн). Перешагнули миллионный рубеж “Мастерская в Гурзуфе” Константина Коровина ($1,696 млн) и “Невский проспект. Петербург” Петра Верещагина ($1,472 млн при эстимейте $120 000–180 000). Еще одна сенсация – продажа темперы “Танцор кабуки” Александра Яковлева за $1,808 млн (при стартовой цене $150 000–200 000). Это действительно превосходное произведение – яркое, декоративное, сложной композиции.

Русские торги Sotheby’s в Нью-Йорке и по первому дню можно считать успешными не только для аукционного дома, но и для отечественного искусства. Планку в миллион долларов, еще год-два назад считавшуюся рекордной, легко берут произведения многих авторов, а не только, как раньше, марины Айвазовского. На прошедших в Нью-Йорке накануне сотбисовских русских торгах аукционного дома Christie’s были проданы “Спящая обнаженная” Зинаиды Серебряковой ($1,23 млн), “Лунный свет” Ивана Айвазовского (1,136 млн) и “Базар в Самарканде” Григория Габашвили ($1,136 млн), а картина Рериха “Цонг-Ха-Па” из той же серии “Знамена Востока” ушла за $856 000.

О том, что цены на русское искусство растут и будут расти, говорили все эксперты антикварного рынка, однако даже энергичные и компетентные организаторы русских торгов не могли спрогнозировать цены. Например, на Sotheby’s были сняты за отсутствием спроса парадный потрет великой княгини Марии Павловны Бориса Кустодиева и автопортрет Владимира Баранова-Россине. Хотя картины этих авторов и поставили ценовые рекорды в прошлом году, нынешние их произведения покупателям не приглянулись.

Легко предположить, наблюдая крутые ценовые повороты русских торгов, что покупатели – а это наши соотечественники – ориентируются не только на имена художников (Айвазовский), высокую художественную ценность работ (Филонов), но и на личный вкус. А его не всегда спрогнозируешь. Еще как-то можно объяснить аукционный взлет “Обнаженной” Серебряковой – она очень эротична, легко понять покупателя “Танцора кабуки” Яковлева и “Читающей в саду” Богданова-Бельского – эти картины прекрасны. Но чтобы предсказать рекорд скромных темпер Рериха, надо долго медитировать. В случае с Габашвили и это не поможет.