Больше покупаем
На прошлой неделе администрация Петербурга подвела итоги развития потребительского рынка за 2005 г. По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), локомотивом этого сектора по-прежнему является розничная торговля – за прошлый год ее оборот вырос на 20,2% в сопоставимых ценах и на 31,4% – в фактических и составил около 283,6 млрд руб. В барах, кафе и ресторанах петербуржцы в прошлом году потратили 15,9 млрд руб., по сравнению с 2004 г. их затраты выросли на 13,6% в сопоставимых ценах и на 42,5% – в фактических.
Не менее оптимистичный прогноз КЭРППиТ дает на этот год – рост оборотов розничной торговли и общепита составит около 24% и увеличится до 372 млрд руб.
Эксперты дают более консервативные оценки. “По динамике роста товарооборота Москва и Петербург уже не входят в число лидеров”, – говорит президент группы компаний “Бекар” Александр Шарапов.
По данным компании “Бекар”, рост розничного товарооборота в Петербурге в 2004 г. составлял около 14% (по официальной статистике – около 33%), в прошлом году темпы роста были аналогичными.
“Гораздо более динамично развивается торговля в региональных центрах. Например, в Екатеринбурге рост за 2004 г. составил почти 20%”, – продолжает Шарапов.
В России оборот розничной торговли, по данным Росстата, в 2005 г. увеличился на 12% до 6,9 трлн руб.
Управляющий партнер “АйБи Групп” и президент Гильдии управляющих девелоперов Юрий Борисов говорит, что темпы роста расходов потребителей в Петербурге не меняются примерно третий год подряд. “В целом по России ритейлрастет примерно в 1,7 раза быстрее ВВП, что делает его одним из наиболее привлекательных секторов для инвесторов”, – говорит Борисов.
“По нашим подсчетам, товарооборот даже превышает рост доходов населения, значит, развитие кредитных программ не проходит даром”, – говорит гендиректор компании “Торговые решения” Алексей Крамарев.
“Росстат считает только белые доходы и, соответственно, расходы”, – объясняет разницу в показателях Борисов.
По оценке Крамарева, наиболее удачный период переживают сейчас магазины, торгующие предметами интерьера, модной одеждой, обувью и косметикой, а также спортивными товарами.
С ним согласен держатель франшизы на марку Intersport в Петербурге Игорь Мальтинский, по оценке которого рост сектора составил значительно больше 20%. “Рынок интенсивно развивается, за прошедший год магазинов, торгующих спортивными товарами, стало вдвое больше”, – говорит он.
По наблюдениям совладельца сети Sela Аркадия Пекаревского, несмотря на то что число игроков на рынке одежды увеличилось, обороты его бизнеса выросли примерно на 20%, как и в прежние годы. Так что вполне можно говорить о хорошей динамике развития рынка в целом, резюмирует Пекаревский.
А вот для игорного бизнеса прошедший год оказался менее удачным. За нарушения в области использования земли и недвижимости, работу без лицензии и регистрации в налоговой инспекции было закрыто шесть казино и 150 залов игровых автоматов. Сейчас в городе работает 20 казино и около 550 залов емкостью более 20 000 игровых автоматов.
Атака на игорный бизнес началась еще в прошлом году. В сентябре прошлого года КУГИ запретил игровым заведениям занимать арендованные у города площади. А в конце года был принят городской закон, запрещающий размещение игровых автоматов в жилых помещениях, на территориях торговых рынков и зон, в зданиях образовательных, медицинских, культурных учреждений и организаций, осуществляющих культовую и религиозную деятельность, в подземных переходах, на остановках транспорта и в метро. Закон вступает в силу с 1 июля 2006 г. После вступления закона в силу объем рынка сократится наполовину, говорит гендиректор группы “Конти” Дмитрий Невельский. По оценке КЭРППиТ, годовой оборот игорного бизнеса составляет $700 млн.
Когда началась кампания по борьбе с игровыми автоматами, родственная “Конти” компания “Профит” закрыла 48 из примерно 170 игровых залов, рассказал Невельский: “Таким образом мы пошли навстречу администрации, которая была против игровых автоматов у станций метро”. Этим летом адресная программа размещения игровых автоматов сократит рынок еще на 250–300 залов, считает он. “Конти” собирается, по его словам, компенсировать потери, увеличив площадь оставшихся игровых залов.