Устинов вышел досрочно


Калужский сенатор Валерий Сударенков был единственным, кто в пятницу во время голосования в Совете Федерации по отставке Устинова с поста генпрокурора поинтересовался ее причинами. Председатель СФ Сергей Миронов ответил, что в “личном заявлении [Устинова] мотивы не указаны”.

Источники в Кремле и правительстве утверждают, что отставка Устинова запланирована давно. “Решение заменить Устинова на [полпреда в Южном федеральном округе] Дмитрия Козака президент рассматривал еще в ноябре 2005 г., но не знал, сделать Козака генпрокурором или министром юстиции с расширенными полномочиями”, – утверждает правительственный чиновник. А источник в администрации президента говорит, что сменить Устинова может “старый друг Путина” и что Устинов изначально понимал: в предвыборный период ему придется уступить место “более важному человеку”.

Уходом Устинова, по словам источника в правительстве, дело не ограничится. До конца лета предполагается принять решение по шести министрам, в том числе по министру юстиции Юрию Чайке, министру экономического развития Герману Грефу, министру науки и образования Андрею Фурсенко и министру природопользования Юрию Трутневу. Трутнев не может разобраться с законопроектами о недрах и об ограничении иностранных инвесторов, Фурсенко обещал Путину подготовить концепцию развития науки и образования, но не сделал этого, а действиями Фурсенко недовольны ректоры.

Есть претензии и к министру финансов Алексею Кудрину, и к министру промышленности и энергетики Виктору Христенко, но им отставка не грозит, утверждает источник.

Усилившиеся слухи об отставке Юрия Чайки работают на версию объединения прокуратуры с этим ведомством, отмечает политолог Алексей Макаркин.

Помеха реформе

Миронов назвал отставку Устинова “технической” и уверил, что она не продиктована политическими мотивами.

Но, по словам источника, близкого к Кремлю, Устинов пострадал за чрезмерные политические амбиции: “Его последние заявления о борьбе с коррупцией [Устинов пообещал несколько громких дел] звучали как политические; кроме того, президенту не понравился неформальный союз Устинова, [замруководителя администрации президента Игоря] Сечина и мэра Москвы Юрия Лужкова, сложившийся в последнее время”.

По мнению директора Института национальной стратегии Станислава Белковского, слухи о таком союзе преувеличены и в первую очередь увольнение Устинова – удар по Сечину, который слишком активно пытался ослабить позиции первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков также считает отставку Устинова результатом борьбы группировок в президентском окружении.

Не согласен с ними сотрудник управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры: он объясняет, что начавшаяся в апреле кампания по борьбе с контрабандой вызвала настолько ожесточенную борьбу всех околотаможенных группировок, что это грозило дестабилизацией правоохранительных органов, и отставка Устинова – способ “утихомирить эти страсти”.

Политолог Макаркин ожидает реформы самой Генпрокуратуры. А сенатор Людмила Нарусова прямо заявляет, что Устинов мешал этой реформе.

Реформа прокуратуры зрела давно – такое впечатление, что она откладывались до окончания антиолигархической кампании, продолжает Макаркин. Нынешний полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак еще в 2002 г. предлагал вывести из прокуратуры следственный аппарат, поскольку один и тот же орган не может вести следствие и надзирать за ним. Тогда Козаку не удалось преодолеть сопротивление именно Устинова. Теперь к идее вывода следствия из прокуратуры могут вернуться.

Источник, близкий к полпредству ЮФО, подтверждает, что согласиться на должность генпрокурора Козак может, только если получит карт-бланш на реформирование ведомства. При Козаке следственные органы прокуратуры могут объединить со Следственным комитетом при МВД, прогнозирует сотрудник органов прокуратуры.

Источник, близкий к Кремлю, полагает, что этот пост достанется полпреду в Приволжском федеральном округе, экс-прокурору Башкирии Александру Коновалову.

И Козак, и Коновалов в пятницу были в Москве.

Проблема для бизнеса

Генпрокуратура – влиятельный экономический регулятор, но пик ее активности, когда она создавала проблемы для бизнеса, пришелся на 2003–2004 гг., считает президент РСПП Александр Шохин. Именно это заставило бизнес в начале 2005 г. поставить вопрос о чрезмерном вмешательстве правоохранительных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. “В последнее время ситуация выравнивается”, – говорит Шохин. “Хотя иногда мы апеллировали к Генпрокуратуре по поводу действий МВД”, – вспоминает он.

Бизнесмены очень осторожно отнеслись к желанию Устинова вернуть полномочия Генпрокуратуры при разрешении корпоративных споров, которые у нее отнял новый Гражданско-процессуальный кодекс, продолжает президент РСПП. Тот же кодекс исключил прокуратуру из сферы гражданско-правовых отношений, но на встрече с предпринимателями в конце 2005 г. Устинов высказал мысль, что из-за этого корпоративных войн стало больше.

Президент “ОПОРы России” Сергей Борисов и вовсе считает, что при Устинове “начала складываться целостная система защиты прав российских предпринимателей”, и надеется, что новый генпрокурор не растратит бездумно потенциал, накопленный за последний год.

В целом больше чем за шесть лет работы Устинова воздействие Генпрокуратуры на бизнес было скорее негативным, но это не значит, что с новым генпрокурором вмешательство ее в дела бизнеса прекратится, полагает источник в РСПП. По его мнению, реформа прокуратуры нужна бизнесу, ведь тогда исчезнет конфликт интересов между ведением следствия и надзором за ним и она будет следить за исполнением законов непредвзято.

А Борисов надеется, что взгляды Козака за последние годы изменились и он не будет лишать прокуратуру функции следствия. “После того как мы наладили с ней отношения, сокращение ее полномочий нам невыгодно, – говорит он. – Главное – чтобы и с новым прокурором диалог продолжился”.

Генпрокуратура будет так же вмешиваться в экономическую жизнь, как и прежде, считает Владимир Четвернин, завсектором Института государства и права: “Система остается прежней – просто из нее убрали людей, которые немного выбивались из общего ряда”.

Если Генпрокуратуру возглавит человек из этой системы, перемен не будет, соглашается Сергей Шишкин, консультант Института правовых реформ: “Только внешний для прокуратуры человек решится на главный шаг для ликвидации прокуратуры в ее нынешнем, угрожающем для бизнеса виде – отмену совмещения функций следствия и прокурорского надзора”.