Экономика без энергии


Доля удовлетворенных заявок на подключение к электросетям с каждым годом снижается, говорится в докладе о перспективах развития электроэнергетики, который министр промышленности Виктор Христенко представит сегодня на заседании правительства. В 2004 г. сетевые энергокомпании сумели подключить 32% желающих, в 2005 г. – 21%. В 2006 г., по прогнозу Минпромэнерго, доля подключенных упадет до 16% желающих, а в 2007 г. – до 10%. На 1 апреля в Федеральной сетевой компании скопилось 327 неудовлетворенных заявок на подключение суммарной мощностью 23 420 МВт. Из них 6735 МВт – на присоединение генерирующих мощностей. “Так получается, когда компания построила мощность, а сетей для подключения нет”, – поясняет начальник департамента Минпромэнерго Вячеслав Кравченко.

Еще хуже обстоят дела в распределительных сетях, констатирует Минпромэнерго. В Москве и области за последние два года не было удовлетворено 75,4% (по требуемой мощности) заявок, на Северо-Западе – 81%, в центре страны и на Кавказе – 64%, на Урале и Волге – 85,6%, а в Сибири – 76%. “Ограничение на присоединение к сетям во многих регионах стало серьезным тормозом для развития бизнеса и программ жилищного строительства”, – констатирует ведомство Христенко. Как заявил в конце прошлой недели Владимир Путин, всего РАО ЕЭС не в состоянии выполнить заявки на подключение 50 млрд кВт (50 000 МВт). Это четвертая часть установленной мощности всех электростанций в России, отмечает аналитик “Траста” Андрей Зубков. “Если бы подключение состоялось, то рост ВВП дополнительно составил бы 5% в год”, – сказал президент.

Недостаток энергомощностей и сетей действительно сдерживает рост экономики. Если бы у энергетиков было больше новых мощностей, а стоимость подключения к энергосетям была бы четко определена, новых объектов строилось бы гораздо больше, говорит представитель одной из девелоперских компаний. “Сейчас выбираешь участок [под строительство], покупаешь землю, идешь подключаться, а тебе говорят, что мощностей нет”, – рассказывает он. Иногда можно договориться с энергетиками о подключении и построить свои мощности, а если нет – “всё, ты не у руля”. При этом плата за подключение отличается в разных регионах в разы, жаловалась месяц назад премьеру Михаилу Фрадкову “ОПОРа”. Плата колеблется от 7000 руб. до 20 000 руб. за 1 кВт, а в Москве – до 1000 евро, утверждает председатель комиссии по строительству и девелопменту “ОПОРы” Алексей Кожевников.

С начала 2006 г. плату за подключение должны устанавливать региональные энергетические комиссии, поясняет Кравченко. Универсальной методики расчета нет, говорит он: “Если у сетевой компании есть возможность, плата может составлять стоимость бумаги [для оформления договора], а если мощностей [или сетевых возможностей] не хватает, то компании платят за то, чтобы их увеличить”. Некоторые электросетевые компании злоупотребляют монопольным положением, отмечает замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. В 2005 г. служба расследовала 50 таких дел.

Бизнес готов взять на себя финансирование недостатка мощностей, но для этого он должен понимать, за что платит, уверяет Кожевников. ФАС хочет помочь энергетикам взимать плату обоснованно. Она разработала поправки в постановление правительства о недискриминационном доступе к электросетям. Согласно поправкам плата за присоединение должна включать непосредственные затраты монополиста на подключение и инвестиционную составляющую. Изменяется и определение технической возможности подключения. Сейчас энергетики учитывают лишь объем мощностей, которыми они уже располагают. А поправки предполагают учитывать потенциал энергетиков – мощности и сети, запланированные в инвестпрограмме энергетиков. “Отказать будет практически невозможно: придется определять, за счет каких средств должны увеличиваться мощности”, – поясняет чиновник ФАС.

Пока проблемы с подключением остро стоят в нескольких регионах и на рост ВВП влияют не сильно, считает аналитик “Атона” Дмитрий Скрябин, но если ничего не изменить, то рост экономики через несколько лет может остановиться. Экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров с такой оценкой не согласен: “Даже если бы у нас были избыточные энергомощности, это автоматически не привело бы к росту экономики”. Экономика может расти и при недостатке энергомощностей, если развиваются энергосберегающие технологии, говорит он.