Цель – в темноте


Мало кто в нашей стране догадывается, что Россия и Белоруссия контролируют более половины мирового рынка гражданских приборов ночного видения и ночных прицелов, не обладая современными технологиями в этой области. Заинтересовал?

Впервые приборы ночного видения начали использовать немцы и американцы во Второй мировой войне. Американцы обнаруживали по ночам японцев (и затем выкуривали из их укрытий на Окинаве), немцы снабжали ими своих снайперов и экипажи «пантер». В основе этих приборов лежал электронно-оптический преобразователь (ЭОП), известный как «стакан Холста», впервые изготовленный в исследовательском центре Philips в Эйндховене в 1934 году. Если добавить к «стакану Холста» фокусирующие электроды, то получим электронно-оптический преобразователь так называемого нулевого поколения, или «нулевочку». Эти ЭОПы верой и правдой отслужили во всех войсках мира не одно десятилетие и сейчас сняты с производства – в современной войне они неэффективны. Дело в том, что из-за невысокого коэффициента светоусиления цель необходимо подсвечивать инфракрасным прожектором. А прожектор он и есть прожектор – даже не видимый невооруженным глазом, в самый примитивный прибор он будет заметен за километры.

Чуть выше я немного недоговорил: «нулевки» сняты с производства везде, кроме России. Зачем они нам? Дело в том, что Россия и Белоруссия заняли нишу развлекательных приборов ночного видения, основанных как раз на ЭОПах нулевого поколения. При цене около $180 такие приборы продаются на Западе в супермаркетах и служат исключительно для забавы (можно посмотреть, например, кто шастает ночью перед домом). Появились они и у нас. Парадокс в том, что ведущий российский производитель таких приборов, питерский Lanck, работает исключительно на Запад, а в России можно купить белорусские «ночники» под маркой Yukon. Надо сказать, что работают белорусы с размахом, выпуская кроме Yukon’а ночную оптику и под другими брендами, в частности под американским Bushnell. Сложные приборы напоминают бинокль, а самые простые – его половинку. На основе таких приборов выпускают и ночные охотничьи прицелы, кстати, запрещенные в некоторых странах. Установив их на мощную пневматическую винтовку, можно смело отправляться на ночную охоту на крыс – очень, между прочим, увлекательное занятие. Проверено.

У этой истории интересное продолжение. Дело в том, что не всегда продукты конверсии военных технологий – лучшее предложение на рынке. Для военных главное – видеть в темноте и самим не «светиться», то есть не направлять в цель луч инфракрасного прожектора. Охотникам и просто любителям подсматривать за кем-нибудь по ночам важнее качество изображения и цена. Именно поэтому производство современных военных приборов для гражданского рынка бессмысленно –

гражданские «ночники» стремительно уходят в другую нишу, где военным никогда не бывать. В какую? Если у вас есть видеокамера Sony, то наверняка вы пользовались режимом NightShot – видеосъемкой в полной темноте. Секрет вот в чем: ПЗС-матрица некоторых видеокамер чувствительна не только к видимому, но и к инфракрасному свету. Поначалу это считалось недостатком и производители даже вводили в конструкцию ИК-фильтры. Но Sony обратила недостаток в плюс, снабдив камеру еще и инфракрасным осветителем.

Так вот, гражданские приборы ночного видения будущего станут напоминать эти самые видеокамеры, только без дневного режима и записывающего блока. Я даже держал в руках такой прототип – видно куда лучше, чем в конверсионные «ночники». Не хотите ждать до завтра? Возьмите камеру Sony и смело ступайте в темноту. Вы – на переднем крае технологии!