Магазины для “умножадных”


В конце мая на улицах Москвы появилась интригующая реклама. Крупные оранжевые буквы на черном фоне гласили: “ЭТО для умножадных”. А вчера к загадочной надписи добавилось уточнение: “Магазин электроники. Открытие 22 июня в 8.30”. “ЭТО” – новый проект гипермаркета электроники, он заменит существующий формат “Электроплаза”, – рассказал “Ведомостям” Александр Шифрин, генеральный директор “Эльдорадо”.

Первая “Электроплаза”, которая в отличие от дискаунтеров “Эльдорадо” позиционировалась в премиальном классе, открылась в марте 2005 г. в мебельном центре “Гранд” в подмосковных Химках. Магазин площадью около 7000 кв. м был организован как shop-in-shop – на отдельных площадках компании-производители представляли всю товарную линейку. “Именно это деление не по товарным категориям, а по брендам больше нас не устраивает. Мы считаем, что это путает покупателя”, – рассуждает Шифрин. Уже через несколько недель в “Электроплазе” в Химках будет проведен рестайлинг. Концепцией “ЭТО” станет стандартный магазин электроники. По словам топ-менеджера, в “ЭТО” будет представлен более широкий ассортимент товара, чем в “Эльдорадо”. “Здесь будет значительно увеличено количество моделей среднего и премиум-класса, практически всех популярных производителей электроники и бытовой техники. Гипермаркет площадью около 5000 кв. м вместит более 25 000 единиц товара. Эксперты по торговой недвижимости оценили открытие “ЭТО” на арендованных площадях в $1,5 млн (ставка аренды – $300 за 1 кв. м в год).

Участники рынка считают, что “Эльдорадо” постепенно становится двойником германского MediaMarkt. “Сначала “Эльдорадо” скопировало телевизионную рекламу MediaMarkt про “злого шефа”, в апреле стало известно о планах компании сменить корпоративные цвета с желто-синего на черно-красную расцветку MediaMarkt. А теперь “ЭТО” станет “клоном” Saturn (цвета нового магазина – оранжево-черные). Не слишком ли много совпадений?” – спрашивает представитель крупной сети, торгующей бытовой техникой. Между тем оранжево-черные цвета присутствуют в логотипе еще одного участника рынка – сети “Эксперт”. “Схожесть цветов с “ЭТО” меня не беспокоит, если нас будут путать с лидером рынка, нам это только на пользу”, – говорит Кирилл Новиков, генеральный директор “Эксперт Ритейл”. По его словам, перекрасившись в цвета конкурентов, “Эльдорадо” потеряло свою индивидуальность”. “Последние инициативы “Эльдорадо” наталкивают на мысль, что компания рассматривает два варианта развития: подстраховаться перед приходом MediaMarkt в Россию и, как хамелеон, замаскироваться под конкурента или расторгнуть договор с Dixons, слившись с MediaMarkt”, – рассуждает Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью “Техносилы”. Год назад британская сеть по торговле электроникой Dixons Group получила опцион, по которому до 2011 г. может выкупить “Эльдорадо” за 1,9 млрд. По словам источника, знакомого с ситуацией в “Эльдорадо”, сейчас владельцы компании оценивают сеть не менее чем в 2,4–2,5 млрд.

Представителей Dixons сходство партнера с их главным европейским конкурентом не пугает. “Наш договор в силе, а если “Эльдорадо” решило чему-то поучиться у MediaMarkt, то мы не против”, – заявили “Ведомостям” в Dixons. В MediaMarkt возможность слияния с “Эльдорадо” отрицают. “Мы не ведем с этой компанией никаких переговоров, MediaMarkt самостоятельно выйдет в Россию в начале 2007 г.”, – заявил вчера Барнхард Таубенбергер, глава отдела корпоративных коммуникаций Media-Saturn-Holding. Тем не менее, по его словам, компания в курсе последних действий “Эльдорадо” в области рекламы, корпоративного дизайна и бизнес-концепции. “Мы привыкли, что нас копируют по всей Европе. Однако опыт показывает, что копия всегда остается копией, а оригинал – оригиналом”, – заключил Таубенбергер.