Единая нянька


“Выделение надзора из ЦБ в ближайшее время – глубочайшая ошибка, – полагает вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков. – В ЦБ отстроена система надзора как в центре, так и на местах. И ее перекраивание неизбежно приведет и к потерям в качестве работы, и к необоснованным затратам”. А по мнению гендиректора “Ингосстраха” Александра Григорьева, создавать мегарегулятор раньше чем через пять лет не стоит: “Мы потеряем темп совершенных за два года преобразований, и все придется строить заново”.

Идея создать финансового мегарегулятора в России появилась несколько лет назад. После назначения на должность руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, занимавшего пост первого зампреда Центробанка, именно ФСФР стала главным борцом за слияние всех регуляторов. И вот 1 июня премьер-министр Михаил Фрадков подписал Стратегию развития финансового рынка России на 2006–2008 гг., в которой говорится о необходимости проработать вопрос объединения полномочий по регулированию, контролю и надзору. Доклад о переводе полномочий по контролю и надзору, “в том числе в страховой и банковской сферах”, в ФСФР должен быть готов уже в марте 2007 г. Сводить доклад будет сама ФСФР.

Нынешняя система не обеспечивает принцип единства регулирования, контроля и надзора в финансовых секторах, говорится в стратегии. За профучастниками фондового рынка присматривает ФСФР, за страховыми компаниями – Росстрахнадзор, за инвестированием пенсионных накоплений – Минфин, а за банками – ЦБ. “Многие банки предлагают весь комплекс услуг: кредитование, брокерское обслуживание, страхование и управление активами. Cледить за всеми рисками лучше в рамках общего надзора”, – считает Вьюгин. Подписанная премьером стратегия предполагает, что единый регулятор будет коллегиальным органом, члены которого будут иметь статус госслужащих, назначаться правительством и работать на постоянной основе.

Объединение надзора и контроля за всеми секторами финансового рынка – явление не уникальное. Британское Управление финансовых услуг (FSA), созданное около 10 лет назад, с самого начала и регулировало сектор инвестиционных услуг, и надзирало за банками (контроль над банковской системой перешел к нему от Банка Англии). Впоследствии в FSA был передан контроль за сектором ипотечного кредитования, а в 2005 г. – и за страховым. FSA подотчетно Минфину, но это неправительственная организация, которая финансируется за счет отчислений компаний, которые регулирует. Опросы о конкурентоспособности мировых финансовых центров неизменно показывают лидерство Лондона по “качеству регулирующей системы”. Дореформенную систему регулирования – фрагментированную, неповоротливую, с дублирующими функциями – участники финансового сектора считали слабым местом Лондона, говорит сотрудник британского министерства финансов Эд Боллз.

А вот в США контроль за сегментами финансового сектора осуществляют разные организации. Ни одна из них не входит в структуру правительства, а страховая отрасль вообще не имеет федерального регулятора.

Но до резкого усиления статуса ФСФР еще далеко. Единой позиции по созданию мегарегулятора нет даже среди чиновников. Директор департамента Минфина Алексей Саватюгин считает, что сейчас на фондовом рынке нет проблемы отсутствия мегарегулятора. Руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев появление мегарегулятора приветствует: можно решить проблему разделения регулирования (закреплено за Минфином) и надзора на страховом рынке. “Отрывать эти функции друг от друга нельзя, – считает Ломакин-Румянцев. – И если Вьюгину удастся создать регулятор с возможностью коллегиального принятия решений, я буду только рад”. А руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович уверен, что в докладе ФСФР не будет предложения о немедленном создании мегарегулятора: “Не думаю, что в банковском секторе это рационально делать ранее 2010 г., а в страховом секторе – ранее 2009 г. Создание мегарегулятора – не самоцель, главное – чтобы в ближайшие два года были приняты унифицированные правила на рынке, правила инвестирования, не зависящие от того, кто регулирует”. “Каждая страна выбирает свой путь, и не факт, что в России вообще надо создавать мегарегулятор, – добавляет источник в Центробанке. – Например, в Голландии ЦБ осуществляет и контроль, и надзор”.