“Марта” добралась до “Пи”


Холдинг “Марта” вчера закрыл сделку по приобретению торгового бизнеса и недвижимости крупнейшей сети во Владимирской области, состоящей из 69 разноформатных магазинов площадью от 120 до 1700 кв. м, работающих под брендом “Пи”. Эту информацию “Ведомостям” подтвердил пиар-директор “Марты” Евгений Сухарников и владелец “Пи” Сергей Елесин. “Марта” купила магазины для своей сети “Гроссмарт”, поэтому все они будут ребрендированы.

Стоимость сделки стороны не называют. По словам Елесина, для оценки магазинов применялись общепринятые коэффициенты – 7–8 EBITDA. Валовая выручка “Пи” в 2005 г. составила $34,5 млн, в 2006 г. она, по прогнозу Сухарникова, должна увеличиться до $60 млн. Из 69 магазинов только 17 имеют площадь торгового зала 1500–1700 кв. м, площадь остальных – 120–600 кв. м. Топ-менеджер инвестиционно-банковского подразделения “Уралсиба” предположил, что “Марта” могла заплатить за “Пи” до 1,2–1,4 ожидаемой выручки от продаж в 2006 г., или до $72–84 млн, учитывая стоимость недвижимости.

“Пи” является торговым лидером во Владимире, занимая около 25% местного розничного рынка. По данным госстатистики, в 2004 г. объем розничной торговли во Владимире и Владимирской области составил около 24,9 млрд руб. В городе работают магазины некоторых федеральных сетей – “Пятерочки”, “Копейки”, Spar, “Виктории” (представлена магазинами “Квартал”). “Гроссмарту” до сих пор принадлежал только один супермаркет в центре города.

Кроме “Марты” предложения о покупке магазинов владельцам “Пи” делали “Пятерочка”, “Копейка”, “Дикси” и “Магнит”, признался Елесин. В “Дикси” и “Магните” подтвердить эту информацию вчера не удалось. Источник, близкий к “Копейке”, отметил, что, “возможно, обсуждения на уровне владельцев были, но до серьезной работы над сделкой не дошло”. У “Пятерочки” во Владимире работают два собственных магазина, и, по словам управляющего сетью Олега Высоцкого, их количество в городе будет увеличено до 7–9. Высоцкий подтвердил, что “Пятерочка” рассматривала возможность покупки части магазинов “Пи”.

По словам Елесина, “Марта” была выбрана, потому что ее формат супермаркетов “Гроссмарт” понравился ему больше дискаунтеров (до продажи в “Пи” собирались увеличивать долю магазинов площадью от 1500 кв. м). Кроме того, Елесин хотел заниматься развитием сети и после ее продажи, и “Марта” предложила ему должность представителя холдинга во владимирском регионе. “Стратегия “Марты” показалась нам более прозрачной”, – добавил бизнесмен.

Покупка “Марты” во Владимире может считаться одной из самых крупных в российской продуктовой рознице. Самой дорогой сделкой в отрасли надолго останется приобретение консорциумом “Альфа-групп” контроля над Pyaterochka Holding примерно за $1,2 млрд. Не часто случались и поглощения стоимостью около $100 млн. Известно только о двух соглашениях такого уровня: “Пятерочка” выкупила 25 магазинов “Сети розничной торговли” за $90 млн, а “Копейка” получила 48 магазинов “Эконта” почти за $100 млн (сделка будет закрыта до конца 2009 г.). Чаще покупки стоят $30–60 млн – в этот диапазон укладывается приобретение “Уралсибом” контрольного пакета “Копейки”, “Пятерочкой” – питерской сети “Народная копейка всегда”, “Седьмым континентом” – калининградской сети “Алтын”, “Копейкой” – самарской сети “Самарапродукт”, “Мартой” – московской сети “Продмак”. Кроме “Продмака” в прошлом году “Марта” присоединила небольшие сети в Курске (“Апельсин”), Казани (“Райден”) и Саратове (“В яблочко”).