Совет от УФАС


Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ был образован два года назад. А весной этого года ФАС рекомендовала территориальным органам создавать подобные советы для решения споров, которые могут возникнуть с вступлением 1 июля 2006 г. в действие нового закона “О рекламе”. По замыслу чиновников основная задача таких советов – экспертиза соответствия рекламы этическим нормам и законодательству и выработка предложений по его совершенствованию. Советы – консультативно-совещательный орган при ФАС России, его решения имеют рекомендательный характер.

В пресс-службе ФАС России затруднились назвать количество созданных экспертных советов при теруправлениях, пояснив, что такой статистики нет.

Нижегородское теруправление ФАС создало экспертный совет по рекламе в середине июля. Ранее экспертизу рекламы проводил совет при Торгово-промышленной палате (ТПП) Нижегородской области. Однако по новому закону “О рекламе” у саморегулируемых организаций нет полномочий давать экспертные заключения, пояснила “Ведомостям” консультант УФАС по Нижегородской области Ольга Швецова, поэтому было решено создать его на базе нижегородского УФАС. Нынешний совет при ТПП останется работать как совещательный орган представителей рекламного бизнеса, сказала она.

В экспертный совет при УФАС вошли 11 представителей разных ведомств, среди которых комитет по управлению городским имуществом Нижнего Новгорода, областное ГАИ, Нижегородский областной радиотелевизионный передающий центр, телекомпания “Волга”, Ассоциация коммуникационных агентств России в ПФО, арт-студия “КЛИМ” и информационно-рекламное агентство “Биржа плюс”.

Первые заявления о неэтичной рекламе планируется рассмотреть уже в середине сентября, рассказала член экспертного совета при УФАС, директор Ассоциации коммуникационных агентств России в ПФО Наталья Земскова-Шамба. Они касаются разграничения наружной рекламы и вывесок, рекламы на иностранном языке и рекламы игорных заведений.

Участники рынка и аналитики неоднозначно восприняли новшество.

Сопредседатель рекламного совета при ТПП Нижегородской области Сергей Стешов говорит, что теперь УФАС заводит административные дела и само же проводит экспертизу: “Может ли она считаться независимой – вопрос”. Последние несколько лет УФАС фактически не имело не подтвержденных арбитражным судом решений. Сейчас же с изменением статуса рекламного совета УФАС само будет давать оценки, а в арбитражном суде это может сыграть против ведомства, полагает Стешов.

Начальник коммерческого отдела студии “Кенгуру” Дмитрий Жарков считает, что неправильно, если УФАС будет действовать по принципу “я прокурор, я и судья”. Должна быть независимая комиссия, которая занималась бы экспертизой, говорит он.

А член экспертного совета при УФАС гендиректор арт-студии “КЛИМ” Анатолий Игонин считает, что совет способен давать объективную и независимую оценку этичности рекламы: “В совет вошли только профессионалы, работающие в области наружной рекламы, телевидения, СМИ и в других областях”.

При ФАС России уже давно существует экспертный совет, к которому агентство часто прислушивается при вынесении своих решений. Судя по протоколам заседаний совета, его мнения профессиональны и объективны, соглашается руководитель коммерческой практики и интеллектуальной собственности “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Максим Кульков. По его мнению, нижегородский УФАС, имея выбор, скорее запросит мнение своего экспертного совета, чем у совета при ТПП Нижегородской области.

А старший юрист Альянса юридических фирм Magisters Legas Павел Садовский допускает, что, как всякий административный орган, УФАС может быть необъективен и необоснованно применять санкции. Для этих случаев предусмотрена процедура судебного обжалования решений, принятых административными органами и должностными лицами. По мнению Садовского, создание подобных советов при административных органах проходит в рамках административной реформы.