“Шереметьево” не дают взлет

С.Портер

10 лет “Шереметьево” было ведущим аэропортом страны, но в 2005 г. уступило первенство “Домодедово”. “Я бы не сказал, что претензии [от чиновников на этот счет] были”, – заявлял этой весной в интервью “Ведомостям” гендиректор МАШ Михаил Василенко. Но летом “Шереметьево” подготовило план по поглощению других аэропортов, где есть госдоля (см. врезку). Минтранс “Шереметьево” поддержал, а вот Минэкономразвития припомнило аэропорту потерю лидерства. “Рассматривать МАШ как возможного оператора <...> в других ведущих аэропортах страны необходимо с учетом того, как происходило развитие бизнеса компании за последнее десятилетие, когда лидерство по объему перевозок и по технологическому развитию было утеряно”, – процитировал “Ведомостям” недавнее письмо Минэкономразвития в Минтранс источник, знакомый с документом.

Советник Германа Грефа Игорь Коньков подтвердил “Ведомостям”, что на днях Минэкономразвития отправило в Минтранс свои предложения по плану “Шереметьево”. Но, по его словам, в документе министерство оставило “Шереметьево” шанс стать центром консолидации аэропортов, где есть госдоля. Для этого ему нужно составить бизнес-планы по развитию 4–5 аэропортов, которые его интересуют. Причем учитывая их развитие вместе с мелкими аэропортами-“спутниками” в каждом регионе. Если эти планы чиновников устроят, единый оператор может быть создан. Но его акции обязательно должны достаться частным инвесторам: через год укрупненное “Шереметьево” должно провести IPO, а через три года государству предлагается вовсе выйти из его капитала.

“Шереметьево” готово бороться за свою идею, заверил “Ведомости” Михаил Василенко. Ведь консолидация аэропортов – это не ноу-хау, а мировой опыт. На базе государственных аэропортов создан не один международный оператор. К примеру, BAA (управляет 19 аэропортами в Великобритании, США, Австралии и проч.), проданный в июне испанской строительной компании Ferrovial. Или до сих пор государственная AENA, управляющая испанскими аэропортами. МАШ на роль консолидатора подходит больше остальных, поскольку среди других государственных аэропортов имеет самый большой опыт в обслуживании международных перевозок и самые серьезные финансовые ресурсы, заключает Василенко. Поддерживает такую аргументацию и чиновник Минтранса.

Но не все эксперты с этим согласны. За пять лет “Домодедово” переманило из “Шереметьево” немало иностранных перевозчиков, недовольных именно качеством обслуживания, напоминает начальник отдела стратегических проектов AiRUnion Сергей Детенышев, до 2003 г. работавший руководителем проекта в “Ист Лайн Хэндлинг” (оператор “Домодедово”). А президент ассоциации “Аэропорт ГА” Виктор Горбачев указывает, что “Шереметьево” лукавит в своем плане для чиновников. Ведь и BAA, и AENA – специально созданные управляющие компании, а не аэропорты. Так что, следуя их опыту, консолидировать государственные аэропорты России можно, только учредив отдельную структуру и собрав новую команду менеджеров, не обязательно из “Шереметьево”, резюмирует Горбачев.