Два в одном


О том, что правительство Якутии предлагает построить газопровод вдоль трассы ВСТО, “Ведомостям” рассказал федеральный чиновник. Источник, знакомый с предложениями правительства Якутии, объясняет, что в регионе 29 нефтегазоконденсатных месторождений и для их освоения нужна нефте- и газотранспортная инфраструктура. Ведь если построить только нефтепровод, то придется сжигать попутный газ нефтяных месторождений, а если будет только газовая труба, в земле останется много нефти. Месторождения Якутии могут отдавать ежегодно не менее 35 млрд куб. м газа в течение 50 лет, а вместе с газом Ковыктинского месторождения и попутным газом нефтяных месторождений Восточной Сибири мощность газпровода могла бы достигнуть 80 млрд куб. м газа в год, подсчитал он. По мнению якутских чиновников, газопровод должен иметь ответвление на Китай, а на побережье Тихого океана нужно построить завод по сжижению газа и экспортировать СПГ.

Идея построить газопровод по территории Якутии обсуждалась еще несколько лет назад, вспоминает собеседник “Ведомостей”. Про нее вспомнили, когда маршрут ВСТО был изменен. Весной президент Владимир Путин поручил “Транснефти” перенести трассу нефтепровода дальше от Байкала, и новый маршрут пройдет как раз вблизи месторождений Якутии.

Построить газовую трубу рядом с нефтяной выгодно – уже будет готова инфраструктура, объясняет источник, знакомый с предложениями Якутии. Так можно добиться эффекта синергии, согласен аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров: газовый проект будет дешевле, потому что будет проще получить разрешения у экологов, будут уже подготовлены трасса, дороги, линии электропередачи.

Несмотря на плюсы, у якутского проекта вряд ли есть будущее, думает Нестеров: “Газпром” уже определил, что источником поставок газа в Азиатско-Тихоокеанский регион будут Западная Сибирь (по трубопроводу “Алтай”) и Сахалин (газ в виде СПГ и трубопроводный). А перспективы экспорта в Китай расплывчаты, продолжает Нестеров, рынок этой страны непредсказуемый и недостаточно емкий (в основном Китай потребляет уголь). Но руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев уверяет, что Китай заинтересован в поставках российского газа.

Предложение Якутии рассматривается в профильных министерствах, но будет ли оно принято, не ясно, сказал “Ведомостям” чиновник, близкий к совету директоров “Газпрома”. Представитель “Газпрома” утверждает, что для его компании приоритетным остается западный проект “Алтай”. Это вовсе не значит, что нужно ставить крест на якутском варианте, говорит он. Китайский рынок “обладает огромным потенциалом роста, и проект Якутии может быть реализован позже”. Главный нерешенный вопрос восточного проекта, по его словам, – утилизация гелия (его запасы есть на Чаяндинском месторождении), рынка сбыта для которого пока в Китае нет.

В ТНК-BP и “Транснефти” от комментариев отказались.