Прибыльное лето


Оптимистичные прогнозы туроператоров на высокий сезон оправдались. Согласно исследованию, проведенному Северо-Западным филиалом Российского союза туриндустрии, в Петербург этим летом приехало на 10% больше туристов, чем в провальном сезоне 2005 г. Тогда поток иностранных туристов в Северную столицу сократился, по оценкам участников рынка, на 20–30%. В высокий сезон в некоторых гостиницах пустовало до половины номеров. А ведь раньше летом все отели были заполнены.

Спад операторы объясняли повышением цен на услуги гостиниц и перевозчиков. Путевка в Петербург могла обойтись туристам из Западной Европы более чем в 1000 евро, что примерно на 40% дороже, чем три-четыре года назад.

В этом году отели и перевозчики не снизили свои цены, но рынок вырос. Туроператор “Мир” обслужил на 10–12% больше туристов, чем прошлым летом, рассказывает гендиректор этого оператора Валерий Фридман. Такие же данные приводит гендиректор “Балтик Тревэл Компани” Людмила Кудрявцева.

Заметили рост и отельеры. Загрузка “Октябрьской” в этот сезон была больше 70%, рассказывает гендиректор отеля Владимир Иванов. Прошлым летом, говорит он, она не превышала 60%. Более 60% туристов, останавливавшихся в его отеле, были иностранцами. По словам заместителя управляющего отелем “Пулковская Park Inn” Элизабетт Бота, отель летом был переполнен. В отдельные недели загрузка превышала 90%, рассказывает Бота. Загрузка гостиницы “Коринтия Невский Палас” в высокий сезон увеличилась с 78,19% до 80,47%, даже несмотря на повышение цены с $204 до $215 за номер, говорится в исследовании РСТ.

Фридман из “Мира” считает, что на ситуации сказался рост внутреннего туризма, без которого рынок бы продолжил падать. “Рынок растет. Просто меняется его сегментация. Из-за роста цен в Петербурге становится больше состоятельных туристов и круизников, которым надо меньше платить за путевку, а также инсентивных туристов, за которых платят компании”, – считает Кудрявцева из “Балтик Тревэл Компани”. Иностранцы, прибывающие в город на кораблях, не зависят от цен на гостиницы, поясняет она.

Впрочем, рост заметили далеко не все. Количество туристов, которые пользуются чартерными рейсами и живут в гостиницах, снижается, констатируют в компаниях, которые обслуживают такие группы. По словам гендиректора “Академсервиса” Леонида Исаковича, его компания недосчиталась примерно 6–10% туристов даже по сравнению с предыдущим провальным сезоном. “Условия ведения бизнеса для компаний, привозящих в Петербург туристов на чартерах, не изменились. Наоборот, мы констатировали небольшой спад”, – рассказывает директор по приему туроператора “Актис” Алексей Жуков. Следующий сезон, по его прогнозам, тоже не покажет положительной динамики, несмотря на рекламу, которую городу сделал саммит G8. “Реклама города важна для туристического рынка, но доступная инфраструктура важнее. Пока мы не сумеем сделать Петербург более дешевым для посещения иностранцев, спад будет продолжаться”, – рассуждает менеджер.

Иванов из “Октябрьской” с ним не согласен. По его словам, саммит привлек туристов, что уже отразилось на увеличении турпотока и еще более скажется на нем через год. “Город отрекламировали президенты”, – иронизирует гендиректор “Октябрьской”. С его прогнозом согласна Кудрявцева. По ее мнению, сезон 2007 г. можно будет сравнить с летом 2004 г., когда Петербург из-за рекламы, которую городу сделало празднование его 300-летия, принял до 3,5 млн человек. Такого же мнения придерживается и 79% опрошенных РСТ представителей турбизнеса.