Вспомнили как смогли


Бедность не оправдание, и, хотя перевозить шедевры – дорогое удовольствие, Пушкинский музей не смог не заметить дня рождения одного из главных героев мировой культуры. Юбилейную выставку Рембрандта музей открыл и даже сумел привезти пять полотен из нью-йоркского Metropolitan Museum и один превосходный автопортрет художника из Франции.

“Рембрандт, его предшественники и последователи. К 400-летию со дня рождения художника (живопись, рисунок, офорт) из музеев России, США и Франции” – полное название выставки честно информирует о составе экспозиции. Главная приманка для публики (кроме, конечно, самого имени великого юбиляра) – картины, привезенные из Нью-Йорка. Самая замечательная из пяти, пожалуй, “Флора”. Она как раз не подписанная и не датированная. Правда, сомнений в ее авторстве, кажется, нет: в изображении молодой женщины с цветами видна гениальная рембрандтовская рука и его фантастический дар обволакивать модель пеленой любви.

Рядом, на почетном месте в центре Белого зала, висит портрет Хендрикье Стоффелс – служанки и возлюбленной художника. В нем тоже есть немного рембрандтовского волшебства, света и теплоты, прославивших голландского художника на века. Остальные портреты, пересекшие океан, может быть, и не самые великие, но все же произведения Рембрандта.

Шедевр, хотя и не бесспорного происхождения, – незаконченный “Автопортрет в берете”, привезенный из Музея Granet в Экс-ан-Провансе. Эта маленькая работа, в сущности эскиз, только недавно введена в корпус наследия художника. По поводу авторства Рембрандта ведутся бесконечные научные споры: в пору своей долгой успешности художник был завален заказами, работал вместе с учениками и подмастерьями, да и подделывали его работы многие умельцы. Но бегло и небрежно написанный автопортрет производит сильное впечатление и кажется созданным не в XVII в., а гораздо позже.

Большое удовольствие рассматривать на выставке офорты Рембрандта. Их более шести десятков, и каждый хоть чем-то да удивителен – начиная с ранней серии крошечных шутовских автопортретов (с вытаращенными глазами, раскрытым ртом) и кончая сложными многофигурными композициями.