“Пулково” могут не пустить в Европу


Чиновник Минтранса уверен, что угроза Барро своего рода шантаж. Ведь Минтранс выступает за сохранение за Россией так называемых “пролетных платежей” и после 2014 г. Это примерно $300 млн, которые ежегодно собирает “Аэрофлот” с иностранных перевозчиков за пролет над Сибирью. Россия собиралась, вступив в ВТО, отменить эти платежи с 2014 г., но переговоры по ВТО затянулись.

Черный список авиакомпаний ЕС публикует с марта этого года. По плану он редактируется раз в квартал, и очередная версия должна появиться к концу октября. О том, что “Пулково” – один из кандидатов на включение в этот список, сообщил российскому Минтрансу еврокомиссар по транспорту Жак Барро, рассказал “Ведомостям” сотрудник одного из федеральных ведомств. По его словам, Барро сказал, что “Пулково” изучается не только из-за августовской катастрофы с Ту-154 над Донецком. К компании и раньше были вопросы, связанные с ее парком, передает слова еврокомиссара собеседник “Ведомостей”. О нависшей над “Пулково” угрозе сообщил в пятницу и “Интерфакс” со ссылкой на источник в авиационных властях. По данным агентства, Минтранс уже получил официальное письмо Еврокомиссии.

На сайте Еврокомиссии значится, что такие уведомления должны направляться компаниям за 10 рабочих дней до окончательного решения. Представители Минтранса и “Пулково” заявили, что никаких уведомлений от ЕС не получали, отказавшись от дальнейших комментариев. Получить комментарии представителей Еврокомиссии не удалось.

Список опасных для ЕС компаний Еврокомиссия решила составить после серии катастроф в августе 2005 г. Попасть в него можно только на основании проверок в европейских аэропортах. Обновляется он регулярно – раз в квартал или по требованию любой из стран ЕС. Первая редакция черного списка появилась 22 марта. Девяносто две авиакомпании из Азии и Африки попали в список А (запрет на все операции в ЕС). Еще четыре с этих же континентов оказались в списке B (запрет на полеты на конкретных типах самолетов). Вторая редакция списка появилась 20 июня.

Больше всего заявок на включение в список перевозчиков из третьих стран подали Германия и Великобритания.

Россияне еще не попадали в черный список ЕС. Хотя, как минимум, однажды Еврокомиссия изучала положение дел в московской авиакомпании “Атлант-Союз”. Это было в начале нынешнего года. Но Германия предоставила информацию о том, что “специализированный” парк компании, который мог подпасть под ограничения ЕС, уже не используется. Гендиректор “Атлант-Союза” Владимир Давыдов заверил “Ведомости”, что ничего об этом не слышал. Но предполагает, что речь идет о 17 грузовых Ил-76, на которых до конца 1990-х выполнялись рейсы из Азии в Европу. В 2002 г. полеты Ил-76 в страны ЕС были запрещены из-за шумов, и компания избавилась от них.

Если ЕС выполнит угрозу, “Пулково” лишится основной части своих доходов, составляющих около $300 млн в год, отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Хотя, как и чиновники, Судаков уверен, что до этого не дойдет.