Дорогая земля


Хотя в 2003 г. президент Владимир Путин заявил, что считает продажу земельных участков под приватизированными предприятиями несправедливой, Минэкономразвития предложило установить цену выкупа на уровне 2,5% кадастровой стоимости, а для Москвы и Санкт-Петербурга – 20%. Если владельцы предприятий в двух столицах решат перепрофилировать объект, им придется доплатить еще 80% кадастровой стоимости. Новые ставки выкупа снизят затраты компаний на выкуп земли в 3,9 раза – до 190,8 млрд руб. В среднем цена выкупа снизится в 10 раз, а для Москвы и Санкт-Петербурга – в 2,3 раза, отмечает чиновник одного из экономических ведомств.

Однако земля под предприятиями, которые не были приватизированы, будет стоить дороже. Подготовленные ведомством Германа Грефа поправки в Земельный кодекс, оказавшиеся в распоряжении “Ведомостей”, обязывают такие компании выкупать землю по полной кадастровой стоимости. Тем, кто не сделает этого до 2008 г., придется заплатить штраф в 20 000–100 000 руб. А если предписание выкупить землю не выполняется, ежемесячный штраф составит 10% этой суммы, говорит директор юркомпании Corpus Juris Денис Балакин.

Приватизированные предприятия уже купили у государства недвижимость и полагали, что купили и землю тоже, хотя юридически это не так, объясняет чиновник. Только для них установлена “льготная цена в 2,5% – меньше двух ставок земельного налога”, говорит чиновник. А есть участки, взятые владельцами предприятий в аренду, причем без конкурса. На них льготная ставка распространяться не должна, уверен он. Если предприятие приватизировано, нужно дать ему возможность выкупить землю по льготной ставке, согласен руководитель земельно-имущественного комплекса Москвы Юрий Росляк, участвовавший в разработке законопроекта. Крупные предприятия уже заплатили государству за свою приватизацию и брать с них много денег еще раз было бы неправильно, но средние и мелкие фирмы, которым придется сполна заплатить за землю, могут разориться, говорит управляющий партнер юрфирмы “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов.

Многим владельцам новых заводов и складов поправки не страшны. Иностранные инвесторы приобретают землю в собственность еще до начала строительства, отмечает исполнительный директор Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko Сергей Рябокобылко. Но тем, кто не успел купить землю, придется несладко. Выгоднее быть собственником земли, чем арендатором, отмечает владелец компании “Массив-В” (логистика) Владимир Габисония. Арендаторам приходится платить вчетверо больше, чем владельцам земли, говорит он, но приобрести землю очень сложно: чиновники отказываются продавать даже небольшие участки, а кадастровая цена стала выше рыночной, говорит Габисония. Предложение Минэкономразвития нарушает принцип равенства субъектов, полагает ведущий юрисконсульт юрфирмы “Мегаполис” Юлия Бахарева: “Не важно, как было приобретено предприятие”. А независимый эксперт Андрей Лазаревский уверен, что приватизированные предприятия вообще не должны платить за землю: “Продажа предприятия без земли – фиктивная сделка”.