Неуловимая зарплата


Правительство затеяло налоговую реформу в 2000 г. – тогда доля зарплат, выплачиваемых в конвертах, зашкаливала за 35% (Росстат оценивает ее, сравнивая данные компаний с потребительскими расходами населения и делая поправку на сбережения). Предприниматели объясняли свое нежелание платить сотрудникам вбелую слишком высокими зарплатными налогами: подоходный достигал тогда 30%, а единый социальный – 35,6%. С 2001 г. вместо прогрессивной шкалы налога (когда ставка увеличивалась вместе с ростом дохода) государство ввело единую для всех 13%-ную ставку. Результаты обнадеживали: по итогам 2001 г. доля серых зарплат снизилась до 32%, в 2002 г. – до 30,6%, в 2003 г. – до 29,7%.

С 2005 г. правительство решилось на серьезное снижение ЕСН: его базовая ставка уменьшилась сразу с 35,6% до 26%. Предполагалось, что нововведение в первую очередь понравится компаниям с самым низким уровнем оплаты труда (потому что предприятия, которые платят более высокие зарплаты, и до, и после реформы уменьшали ЕСН, используя регрессивную шкалу). А поскольку бедных большинство, легализация зарплат станет массовой, рассуждали чиновники.

Но их расчет не оправдался: средние зарплаты в 2005 г., по данным Росстата, выросли на 23%, а соцналог и взносы во внебюджетные фонды упали на 1,1%. По итогам 2005 г. доля заработков, выплачиваемых в конвертах, повысилась до 32% (в 2004 г. было 31,4%).

Отчаявшись заинтересовать предпринимателей налоговым пряником, власти пошли на них с кнутом. С этого года по инициативе налоговой службы в каждом регионе страны образованы комиссии по легализации зарплат. Они вызывают руководителей фирм на ковер, угрожают им налоговыми проверками, отключениями света или лишением права аренды. Запугивание удается: 95% бизнесменов повышают официальные зарплаты до прожиточного минимума.

К массовому росту легальных зарплат это не приводит. Результаты семи месяцев 2006 г. показывают, что поступления ЕСН растут почти наравне со средней зарплатой и реальными доходами (на 23–24%). А значит, никаких изменений нет, объясняет Наталья Акиндинова из Центра развития. Если же сравнить объем полученного ЕСН со всей выплаченной в стране зарплатой (включая скрытую), реальная эффективная ставка соцналога в первом полугодии 2006 г. уменьшилась до 12,3%, подсчитала Акиндинова. В прошлом году она была на уровне 12,7%, а в дореформенном 2004 г. – 17,4%.

Бизнес проигнорировал снижение ЕСН потому, что оно было недостаточным, объясняет председатель “Деловой России” Борис Титов. Предприниматели готовы платить соцналог при условии, если он будет снижен до 12%, показал опрос, проведенный “Деловой Россией”. Замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков полагает, что от ЕСН нужно отделить страховые взносы в социальный, медицинский и пенсионный фонды и существенно снизить ставку. А научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич убежден, что платить соцналог компании будут лишь тогда, когда в обмен на него государство предоставит приемлемого качества медицинские и социальные услуги.