На деньги бизнеса, с поддержкой государства


Исполнять обязанности декана школы бизнеса “Сколково” согласился Андрей Волков, в прошлом проректор Академии народного хозяйства и помощник министра образования РФ. Своей главной задачей на ближайший год он считает создание команды преподавателей. “Именно команды единомышленников – не набора звезд, и не оргструктуры” – говорит Волков. Преподаватель бизнес-школы – очень сложная фигура. Он должен быть и тренером, и фасилитатором, и менеджером проекта. Найти таких людей – очень непростая задача. В России нет традиций подготовки преподавателей менеджмента и смежных дисциплин, говорит он. Поэтому примерно половину профессоров организаторы планируют привлекать из-за рубежа.

Впрочем, Катькало это ничуть не смущает. Школа активно работает с инвесторами. Первые конкретные результаты этой работы будут ближе к концу года, отмечает он. У факультета менеджмента СПбГУ есть опыт привлечения средств, напоминает Катькало. В 2003 г. факультету было передано историческое здание в Волховом переулке в Cанкт-Петербурге. На его реконструкцию удалось собрать более $4,5 млн. Спонсорами проекта стали Альфа-банк, Газпромбанк, пивоваренная компания “Балтика”, P&G, Gillette, L’Oreal.

Для участия в церемонии приехали не только все учредители школы, но и все, кто принимал активное участие в этом проекте. Присутствовали Роман Абрамович, Алексей Мордашов, Рубен Варданян, Шив Кемка, Михаил Куснирович, Герман Греф и Дмитрий Медведев. Все ждали президента.

Владимир Путин задержался минут на 40. Его встретил Варданян и очень коротко рассказал о сути проекта. Путин ответил короткой речью: “Потребность в управленческих кадрах высшего качества в [стране] очень велика. Без собственной базы подготовки менеджеров высшего качества в самой Российской Федерации решить ее будет достаточно сложно”. Создателям школы он пообещал поддержку в рамках национального проекта “Образование”, но отметил, что школа создается по частной инициативе и на частные деньги. В отличие от другого крупного образовательного проекта – в Санкт-Петербурге, подчеркнул Путин.

Сразу после этой речи состоялась закладка камня. Вот только камень оказался ненастоящим: вместо него президенту дали прозрачный пластиковый блок размером в треть кирпича.

Команда

единомышленников

Уже собранных денег достаточно, чтобы проект состоялся, утверждает Варданян. Но общую сумму инвестиций, необходимых для строительства школы, разработки программ, приглашения преподавателей и наполнения двух фондов, фонда целевого капитала и венчурного, он оценивает в $300 млн. Венчурный фонд будет использоваться для финансирования лучших бизнес-проектов выпускников.

К счастью, отмечает он, многие молодые американские и европейские преподаватели понимают, что смогут полностью реализоваться только в проекте, начатом с нуля, где с самого начала предусмотрена новая стилистика, новые методы преподавания, новые формы, говорит Волков. Кроме того, он надеется привлечь западных преподавателей, специализирующихся на исследованиях развивающихся рынков. С 1 октября начнутся консультации с россиянами – как профессиональными преподавателями, так и бизнесменами, способными и готовыми преподавать, рассказывает Волков. Не исключено, что деканов в “Сколково” будет два, отмечает Волков. В этом случае на пост содекана позовут влиятельного в образовательных кругах иностранца: половину преподавателей и более четверти студентов планируется привлекать из-за рубежа.

Своими руками

О деталях образовательной концепции известно пока немного. В “Сколково” хотят учить менеджменту как профессии, говорит Эберхард фон Ленайзен, гендиректор группы компаний “Русский стандарт”. В этом ее главное отличие от большинства западных бизнес-школ. В них профессора уделяют много времени научным исследованиям. Московская школа будет ориентирована не на науку, а на практику менеджмента, отмечает он. Значительную часть учебного времени студенты будут работать над реальными проектами, говорит Ленайзен.

“Основатели школы выработали очень конкретную концепцию бизнес-образования XXI в., и мы стараемся отразить эту концепцию в проекте”, – говорит молодой британский архитектор Дэвид Аджей, победивший в конкурсе архитектурных проектов для бизнес-школы “Сколково”. Международное признание Аджею принесли общественные проекты, например два здания библиотеки Idea Store в Лондоне и Nobel Peace Center в Осло, Норвегия. Но бизнес-школу он проектирует впервые, отмечает Аджей. Здание должно быть необычным, но предельно функциональным. В нем предусмотрено много открытых пространств, чтобы способствовать спонтанному обмену знаниями. “Мы хотим создать “маленький городок менеджмента”, говорит Аджей. Студенты будут учиться примерно так же, как учатся в детском саду, отмечает он. Размер вознаграждения архитектора пока не определен и будет зависеть от общей стоимости здания и сложности архитектурного решения. Работы не завершены и наполовину, отмечает Аджей.

Опора на традиции

Если “Сколково” строится с нуля и будет ориентирована на развивающиеся рынки, то Высшая школа менеджмента СПбГУ создается на базе факультета менеджмента СПбГУ и по концепции гораздо ближе к традиционной университетской бизнес-школе. Но у них общая цель – сделать российское бизнес-образование конкурентоспособным. И похожие средства ее достижения: обе школы будут построены на принципах частно-государственного партнерства.

Санкт-петербургский проект пока развивается в основном на государственные деньги. Общий объем инвестиций, необходимых для создания Высшей школы менеджмента СПбГУ, ее декан Валерий Катькало оценивает в $200 млн. Примерно две трети этой суммы уйдет на создание инфраструктуры и разработку программ. Треть необходимо инвестировать в так называемый endowment fund (фонд целевого капитала), который будет зарабатывать деньги на научные проекты, стипендии студентам, именные позиции профессоров, отмечает он.

Привлечено пока существенно меньше. 25 апреля 2006 г. Михаил Фрадков подписал распоряжение о выделении школе 500 млн руб. в 2006 г. и передаче ей комплекса зданий “Михайловская дача”, который будет приспособлен для нужд загородного кампуса школы.

Частные инвесторы пока менее активны. Катькало назвал лишь одного из них – инвестиционную группу “ПСБ-Капитал”, которая, по его словам, согласилась внести в фонд целевого капитала $3 млн. Участие в приоритетном национальном проекте “Образование” поможет привлечь к группе внимание западных инвесторов и федеральных властей, в том числе самого высокого уровня, отмечает официальный представитель “ПСБ-Капитал” Александр Родштейн. Но деньги пока не выделены. “Все затихло, – говорит Родштейн. – Быстро такие дела не делаются”.

Помощь попечителей

Привлекать средства школе поможет и попечительский совет, отмечает Катькало. Предварительное согласие войти в него дали Джон Пеппер, в прошлом председатель совета директоров P&G, и Патрисия Клоэрти, председатель совета директоров и исполнительный директор Delta Private Equity Partners, отмечает Катькало.

Как рассказала Клоэрти, она получила приглашение войти в попечительские советы обеих школ: московской и санкт-петербургской. “Так устроена жизнь: от попечительских советов университеты всего мира ожидают помощи с привлечением средств”, – отмечает она. За два года, которые Клоэрти состоит в попечительском совете Колумбийского университета, она пожертвовала ему несколько миллионов долларов.

Московский и санкт-петербургский проект сильно отличаются, отмечает она. Московская школа ориентирована на подготовку менеджеров для развивающихся рынков России, Бразилии, Индии и Китая. Санкт-петербургский проект гораздо ближе к традиционной американской модели. “Мне нравятся оба проекта, поэтому я попросила Варданяна и Катькало обсудить, не будет ли конфликта интересов, если я войду в попечительские советы обеих школ”, – говорит Клоэрти.