Мобильная услуга: выборы


Центризбирком предлагает избирателям оригинальную услугу. В течение 10 дней до выборов в Новгородскую думу, которые пройдут 8 октября, любой абонент “Билайна”, МТС и “Мегафона” сможет подписаться на пакет sms-сообщений с тем, чтобы оперативно отслеживать ход выборов в день голосования. “Предлагается три информационных пакета, стоимость каждого – около 50 руб., – рассказывает член ЦИК Валерий Крюков. – Это информация о том, как проголосовали за партийные списки, о результатах по одномандатным округам и, наконец, по всем участкам. Данные будут поступать по итогам обработки результатов голосования с интервалами в несколько часов, по мере их ввода в систему ГАС “Выборы”. Это создает новые возможности для общественного контроля, а партии получат возможность оперативно сравнивать данные о ходе голосования со сведениями, полученными от своих наблюдателей, подчеркивают в ЦИК.

“Информация из базы данных ГАС ”Выборы” передается в подсистему, которая преобразует ее в формат sms-сообщений, – разъясняет технологию нового сервиса директор Федерального центра информатизации при ЦИК Виктор Ященко. – После этого она записывается и уже с другого компьютера передается операторам мобильной связи: сама система должна оставаться изолированной”.

По словам Крюкова, если новгородский эксперимент пройдет успешно, sms-контроль за ходом голосования может быть введен повсеместно уже на парламентских выборах 2007 г. К этому новшеству будет проявлен интерес, уверены в ЦИК. “Сейчас наша цель – на примере реальных выборов проверить технические и конструкторские возможности этой системы. Члены Центризбиркома подпишутся”, – уверен Крюков. Кроме того, добавляет он, растет уровень доступности результатов выборов: мобильные телефоны есть у 70 млн россиян, а доступ к Интернету, где также публикуется информация ГАС “Выборы”, имеют не более 20 млн.

Сотовые операторы говорят, что заработать на этом проекте не рассчитывают. “Это просто еще одна контент-услуга, мы лишь предоставляем короткий номер, по которому абонент может выйти на контент-оператора, а их у нас сотни”, – говорит пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. Сведения о доходности подобных операций в МТС не разглашают, но в любом случае эти цифры не будут значительны, добавляет Алявдин. Вряд ли проект имеет коммерческую перспективу, скорее позволит повысить популярность самих выборов, соглашается менеджер “Вымпелкома” по развитию в регионах Артем Минаев. Он отмечает, что информация о выборах доступна по многим другим каналам. Пока даже спрос на sms-трансляции результатов футбольных матчей заметно уступает такому контенту, как мелодии и картинки, добавляет Минаев.

Участники выборов демонстрируют умеренный интерес к услуге. “Как корпоративный клиент мы, безусловно, подпишемся”, – говорит зампред Партии жизни Николай Левичев, добавляя при этом, что как рядовой избиратель он вполне удовлетворится бесплатной информацией в Интернете. Но нововведение не помешает, уверен Левичев: “Любая форма оперативного контроля повышает доверие к выборам, это усложняет манипуляции с результатами голосования”. Но и не исключает манипуляций, полагает член ЦК КПРФ Олег Куликов. “Информационная открытость – это хорошо, но sms юридической силы не имеет: на нем ни печати, ни подписи”, – отмечает он. Директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский полагает, что коммерческого спроса на подобную услугу быть не может: потребителями могут стать разве что партийные активисты и лидеры. Интерес к выборам в заксобрания мизерный, да и на федеральных выборах он может вырасти, только если в них появится какая-то интрига, уверен политолог.