Total проиграла “Роснефти”


Спор между Total и “Роснефтью” длится уже несколько лет. Французская компания еще в 2002 г. договорилась о покупке 52% акций “Енисейнефти”, владеющей лицензией на освоение Ванкорского месторождения, и 60% акций “Таймырнефти”, которая ведет разработку прилегающего к нему Северо-Ванкорского месторождения. И “Таймырнефть”, и “Енисейнефть” принадлежат Anglo-Siberian Oil Co. (ASOC). Но годом позже 100% акций самой ASOC приобрела “Роснефть”. В ответ французская компания подала иск в брюссельский арбитраж с требованием предоставить ей возможность приобрести 52% “Енисейнефти”. Кроме того, Total потребовала предоставить ей опцион на покупку у “Роснефти” 60% акций “Таймырнефти” или выплатить ей компенсацию на сумму $430 млн и $640 млн по обеим претензиям соответственно.

В “Роснефти” претензий Total не признают. В госкомпании всегда подчеркивали, что Total сама не успела выполнить свои договоренности с ASOC. К моменту сделки с “Роснефтью” срок их действия уже истек. А вчера “Роснефть” сообщила, что суд отклонил первый иск Total. Решение относительно притязаний французской компании на 60% акций “Таймырнефти” арбитраж еще не принимал, сообщили в “Роснефти”.

После приобретения Ванкорского месторождения “Роснефть” объявила о том, что может в перспективе привлечь к его разработке иностранных партнеров. Интерес к участию в проекте выразили Total и индийская ONGC. Но президент “Роснефти” Сергей Богданчиков говорил, что не будет привлекать партнеров, пока на Ванкоре не завершится доразведка. А в 2005 г. компания объявила, что запасы на Ванкорском участке увеличились с 125 млн т нефти до 250 млн т.

По мнению источника, близкого к “Роснефти”, Total может попытаться обжаловать вердикт суда. Но он уверен, что шансы на успех у французской компании ничтожны.

Управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян соглашается, что у Total есть формальное право обжаловать решение суда в государственном суде Бельгии. Но шансов победить у нее практически нет. Для коммерческих арбитражей Европы количество обжалований их решений в государственных судах – это вопрос престижа, говорит Еганян. Кроме того, практика показывает, что после вынесения решений в европейских арбитражах, как правило, обжалований не происходит, добавляет эксперт.

В Total отказались дать комментарии.