Заработок на долгах


“Транснефть” всегда рассчитывается [по кредитам] раньше срока”, – говорил президент компании Семен Вайншток в интервью “Ведомостям”. “У компании практически никогда не было чистого долга [задолженность за вычетом денежных средств], а все крупные стройки, по сути, она вела за счет собственных средств, – подтверждает аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. Кредиты она брала только для покрытия кассовых разрывов и тут же отдавала (см. врез).

Такая кредитная политика позволяет “Транснефти” неплохо зарабатывать, выяснили аудиторы Счетной палаты. В 2005 г. благодаря реструктуризации долгов “Транснефть” заработала дополнительно 345 млн руб. чистой прибыли, говорится в отчете СП, посвященном компании. В документе, копия которого есть в распоряжении “Ведомостей”, сказано, что в тарифы “Транснефти” на 2005 г. была включена сумма предполагаемых процентных платежей по привлеченным кредитам в размере 1,4 млрд руб. Но начисленные проценты оказались намного меньше – 995 млн руб., или 68,67% от заявленной суммы. Реально “Транснефть” по процентам выплатила только 897 млн руб., а общая экономия составила 454 млн руб. “Средства экономии <...> были направлены на прибыль компании”, – заключают аудиторы. В документе не дается оценки этим действиям компании. Аудитор СП Михаил Бесхмельницын, проводивший проверку, вчера был недоступен для журналистов.

Монополия получает дополнительную прибыль от того, что досрочно выплачивает кредиты, объясняет близкий к “Транснефти” источник, ведь в тарифе остаются ее затраты на выплату процентов, хотя компания их не платит. Но эти доходы вычитаются при расчете тарифа на следующий год, утверждает вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. По его словам, Федеральная служба по тарифам изучает документы компании и при расчете тарифа на следующий год вычитает доходы, полученные от неуплаченных процентов. По правилам ФСТ обязана вычитать из будущих тарифов всю экономию издержек предыдущего периода, подтверждает бывший чиновник службы. Впрочем, уточняет он, на деле все зависит от глубины анализа результатов компании. Например, недавно ФСТ увеличила средний тариф “Транснефти” на прокачку на 2% из-за того, что Сбербанк открыл монополии кредитную линию на 65 млрд руб. до 2012 г. (деньги будут потрачены на строительство Восточного трубопровода).

В ФСТ не смогли прокомментировать ситуацию.

Для нефтяников такие колебания в тарифах несущественны, особенно при высоких ценах на нефть, считает чиновник, близкий к совету директоров “Транснефти”. Сотрудники “Лукойла” и ТНК-ВР от комментариев отказались. Тарифы “Транснефти” ниже мировых, поэтому нефтяники вряд ли будут обращать внимание на незначительные повышения, связанные с процентами по кредитам, продолжает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. В любом случае скоро “Транснефть” не сможет досрочно расплачиваться по долгам, заключает Ананькина: компания начала строительство дорогостоящего Восточного нефтепровода (оценивается более чем в $11,5 млрд), а на этот проект собственных средств ей не хватит.