Мечты о миллиарде рублей


На одном из автомобильных интернет-форумов разочарованный гость написал: “Попал в Самару и оказался просто в шоке от местных городских дорог! Яма на яме, колдобина на колдобине, открытые люки, полное отсутствие разметки... Господа! Не заказывайте слегка б/у автомобили из Самары – за год эксплуатации подвеска убивается полностью”. Городские власти традиционно винят в этой беде недостаток средств в городском бюджете и отсутствие помощи из области и федерального центра.

“Аварийно-ямочно”

По данным пресс-службы самарской горадминистрации, на ремонт дорог в Самаре в 2005 г. было выделено 145,6 млн руб., в 2006 г. – 240,2 млн руб. (за последние пять лет сумма варьировалась от 101 млн до 170 млн руб.). В этом году планируется провести капремонт дорог площадью около 400 000 кв. м (часть Московского ш. и ул. Победы). Текущий ремонт осуществлен на

203 000 кв. м дорог из 224 000 запланированных. По информации руководителя управления автомобильных дорог Самарской области Олега Веревкина, средства из территориального дорожного фонда стали выделяться только с 2004 г. (в 2004 г. –

103 млн руб., в 2005 г. – 176,5 млн руб., в 2006 г. – 164 млн руб.).

Аварийно-ямочным ремонтом – литой асфальтобетонной смесью, которая позволяет работать при низких температурах и при большой влажности дорожного полотна, отремонтировано около 10 000 кв. м дорог. Работы выполнялись весной 2006 г. В качестве эксперимента в этом году проводился аварийно-ямочный ремонт эмульсионно-щебеночной смесью – этот метод дает трехлетнюю гарантию, экологически безопасен и требует малого состава бригады (всего два человека – водитель и оператор). Работы проводились на Московском ш., ул. Некрасовской, Куйбышева, Коммунистической, Мичурина. К началу осени отремонтировано более 3800 кв. м.

Традиционный способ (ремонт горячими асфальтобетонными картами) применялся для ремонта дорог площадью 194 000 кв. м. Работы ведутся на ул. Парижской Коммуны, транспортной развязке ул. Магистральная – Зубчаниновское ш. В 2006 г. произведен ремонт проезжей части девяти перекрестков с необособленными трамвайными путями. Сейчас ведутся работы на перекрестке Фрунзе – Венцека. Всего в этом году должно быть отремонтировано 15 перекрестков. Запланировано отремонтировать семь транспортных развязок, в настоящее время отремонтировано четыре.

С 24 мая 2006 г. дорожными предприятиями начался капитальный ремонт ул. Победы (от ул. Литвинова до пр-та Кирова) площадью 53 000 кв. м. В настоящее время ведутся работы по установке гранитного бортового камня и укладке асфальтобетонной смеси в трамвайных путях. Планировалось провести капремонт Московского ш. (от ул. Авроры до ул. 22 партсъезда) на общей площади более 81 000 кв. м. Однако ремонт был перенесен на 2007 г.

Планы и прожекты

Ситуация с финансированием изменится с 2007 г., надеется министр транспорта Самарской области Борис Ардалин, когда из федерального бюджета на городские дороги планируется выделить 1 млрд руб., столько же – из областного, городской прибавит еще около 500 млн руб. на ремонт межквартальных дорог и проездов. Основные магистрали города (Московское ш., ул. Ново-Садовая, пр-т К. Маркса, ул. Главная) в 2007 г., по словам министра, планируется перевести в областное управление. Как уточняет Веревкин, в Самаре сейчас нет ни одного готового проекта, по которому можно было бы осваивать федеральный миллиард. “Федеральные средства выделяются только при наличии проектно-сметной документации, имеющей заключение органа государственной экспертизы о том, что проект имеет социально-экономическую целесообразность и эффективность”, – отмечает Веревкин.

Проектная документация должна быть подготовлена к 15 декабря и отправлена на федеральную экспертизу, утверждает руководитель департамента городского хозяйства Самары Владимир Василенко. Общая стоимость всех проектных работ составит 70–90 млн руб. По словам Василенко, проектов несколько: первый предусматривает реконструкцию автомагистрали Западная (ул. Ново-Садовая в районе от ул. Овраг Подпольщиков до ул. Советской Армии), который предполагает расширение проезжей части до четырех полос. Второй – реконструкция ул. Гагарина между ул. Тухачевского и Московским ш. (район станции метро “Московская”). Введение в эксплуатацию этой дороги позволит снизить транспортную нагрузку на Московском ш., Революционной и Киевской, где в часы пик образуются огромные пробки. По словам Василенко, затраты на два этих объекта предположительно составят около 600 млн руб.

Администрация города также планирует разработать проект капремонта моста через реку Самару (от ул. Водников), чтобы расширить проезжую часть за счет тротуаров до трех полос. До настоящего времени мост через Самару никогда не ремонтировали. Василенко смело анонсировал проекты капитального ремонта участков Московского ш., Южного моста, ремонт ул. Самарской от Полевой до Венцека. “Сумма в 1 млрд руб. – это ровно столько, сколько выделялось на ремонт дорог за последние шесть лет, вместе взятых”, – подчеркивает он.

Долгожданная Центральная

Сложность реконструкции большинства важных магистралей, уверен Веревкин, не в средствах, а в том, что проведение работ потребует ограничения движения или закрытия дороги, а это парализует движение в городе. Резервной, альтернативной линией областное правительство предлагает сделать пр-т Карла Маркса – разработанный еще в советское время проект автомагистрали Центральной. По словам Веревкина, общая стоимость проекта от развязки Водино до пл. Урицкого составляет порядка 18 млрд руб. При наличии финансирования технологическая возможность позволяет ввести объект в 2011–2012 гг. (работы были начаты в 2001 г.), генеральный подрядчик – “Самарадорстрой”. Планируется, что участок автомагистрали за городом (две полосы движения) будет готов уже в 2007–2008 гг. “В апреле 2007 г. будет разработан инженерный проект от границы города до пр-та Кирова, отправлен на экспертизу, и, возможно, уже можно будет начать подготовку территорий, вынос коммуникаций и начать работы по выкупу дачных участков. Работы по освобождению территории могут занять не менее двух лет, – уточняет Веревкин. – На Центральную в 2006 г. было выделено 283 млн руб., в 2005 г. – около 120 млн руб., в 2007 г. планируется выделить около 600 млн руб.”.

Если не будут выделяться средства на строительство транспортных развязок, то к 2010 г. город просто встанет, уверен генеральный директор “Агродорстроя” Владимир Захарин. В то же время решать дорожно-транспортную проблему в Самаре нужно комплексно, а не локальными методами, уточняет Веревкин: “На самом деле строительство одной-двух новых развязок (каждая из которых стоит порядка 1,5–2 млрд руб.) положение дел с пробками в Самаре не изменит. Просто создадутся новые пробки вокруг новых развязок”. По мнению Веревкина, в Самаре сейчас наиболее важным представляется обустройство въездов-выездов из города. В Самаре их всего пять (Московское, Красноглинское ш., ул. Чекистов, Авроры и Южно-Обводная дорога), все они работают в режиме перегрузки. К примеру, столько же въездов обслуживают Сызрань, город в шесть раз меньший. “Самара задыхается из-за отсутствия выездов, из-за этого и развитие города фактически приостановилось. Для Самары как минимум нужно не менее восьми въездов”, – уверен Веревкин. Он поясняет, что дополнительно въезды можно было бы организовать по мосту через реку Самару на Самарское Заречье (его предусматривает пока не утвержденный Генплан), по пр-ту Кирова и тоже на мост через Самару и по пр-ту К. Маркса на Ракитовское ш. и Петра-Дубраву (как предполагается проектом автомагистрали Центральной).

“В России есть примеры хороших дорог, например Санкт-Петербург, – считает Веревкин. – В Северной столице стоимость строительства кольцевой автодороги приближается к 3 млрд руб. за 1 км. В Самаре к этим тарифам подступят в 2007 г., пр-т К. Маркса планируется строить из расчета 1 млрд руб. за 1 км”. Для сравнения: строительство дорог общего пользования в Самарской области обходится от 15 млн руб. до 70 млн руб. за 1 км в зависимости от технической категории. По оценке генерального директора “Самарадорстроя” Владимира Филиппова, стоимость ремонта городских дорог, как правило, не превышает 6–8 млн руб. за 1 км, строительство дорог новой категории оценивается примерно в 100 млн руб. за 1 км. Филиппов считает, что самарским властям в проектно-сметную документацию на объекты 2007 г. следует сразу закладывать повышенные тарифы на ремонт, осуществляемый в более сложных ночных условиях, чтобы облегчить горожанам передвижение днем.