Николай Смоленский не справился


TVR досталась Николаю Смоленскому два года назад. По данным британских СМИ, покупка обошлась ему в 15 млн фунтов стерлингов. После сделки Смоленский объявил о планах возродить былое величие компании, превратив ее в крупного игрока на мировом рынке. Он обещал TVR масштабные инвестиции в новые технологии и производство. “Я всегда был поклонником британской автоиндустрии и считаю, что именно в этой стране работают лучшие автомобильные дизайнеры и инженеры”, – говорилось в заявлении Смоленского двухлетней давности. А год назад к TVR он планировал добавить активы английской MG Rover. Но продавец обанкротившейся компании – PwC предпочел предложение китайской SAIC. Тем не менее еще полгода назад директор по продажам TVR Джейсон Оксли обещал сделать из компании “второй Aston Martin”, увеличив производство до 5000 автомобилей в год.

Вытащить компанию из кризиса Смоленскому-младшему не удалось. А вчера стало известно, что он решил закрыть единственный завод компании в Блэкпуле, чтобы организовать производство спорткаров в другой европейской стране. Завод в Англии будет закрыт через три месяца. За это время по британским законам компания должна договориться с профсоюзом о выходных пособиях, а также о том, все ли 250 рабочих будут уволены.

Представитель профсоюза Дэвид Маккол заявил, что профсоюз “не отпустит высококвалифицированных работников и марку с многолетней историей с северо-запада страны, пока на переговорах не будут рассмотрены все альтернативные варианты”. Маккол также рассказал, что на переговорах обсуждается возможность переноса завода в другой район Блэкпула. Представитель городского совета Блэкпула подтвердила, что в течение нескольких месяцев совет вел с TVR переговоры об этом. “Нас заверили, что город на среднесрочную перспективу может не опасаться потери рабочих мест, поэтому объявление [о планах закрыть завод] нас шокировало”, – говорится в заявлении совета Блэкпула. Совет пообещал, что поможет уволенным рабочим найти новую работу.

Дела TVR действительно плохи. Пик продаж – 2000 автомобилей в год – был достигнут в конце 1990-х гг. Сейчас они не превышают 750–800 машин. Компания терпит многомиллионные убытки. Так что закрытие завода в Блэкпуле, по мнению Смоленского, единственный способ “сохранить компанию и позволить ей двигаться вперед”. Но независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук отмечает, что компанию по производству спорткаров очень трудно поднять на ноги. Он уверен, что у Смоленского изначально не было шансов на успех. Перенос завода тоже ничего не даст, так как на это потребуются миллионы долларов, к тому же компания лишится квалифицированных рабочих. Единственный выход для TVR Алексейчук видит в продаже компании крупному автоконцерну.