Гроза стихла


Спитцер стал прокурором штата в 1998 г. Он активно использовал принятый еще в 1921 г. акт Мартина, позволяющий требовать от компаний отчетности, а от менеджмента – судебных показаний. Спитцер стал грозой корпоративного мира, наказав паевые фонды, банки и страховые компании на миллиарды долларов.

Первым громким делом было расследование в инвестбанках Уолл-стрит, где аналитики рекомендовали инвесторам покупать акции, в продвижении которых было заинтересовано инвестбанковское подразделение. В итоге 10 инвестбанков заключили мировое соглашение на $1,4 млрд.

Потом настала очередь паевых фондов, которые давали возможность избранным крупным инвесторам заработать за счет остальных участников рынка. По этому делу с 2003 г. 18 управляющих согласились заплатить более $4 млрд. Следующими жертвами Спитцера стали страховщики. В 2005 г. Marsh & McLennan пришлось заплатить $850 млн и расстаться с гендиректором Джеффри Гринбергом за обман клиентов при размещении заказов. В 2006 г. AIG согласилась заплатить $1,6 млрд, чтобы урегулировать аналогичные обвинения и обвинения в фальсификации бухотчетности. Ранее из-за этого скандала уволился руководитель AIG Морис Гринберг.

Офис Спитцера украшает портрет президента Теодора Рузвельта, который в начале прошлого века боролся с монополистом нефтяной отрасли – компанией Standard Oil Джона Рокфеллера. “Быть последователем Элиота очень трудно”, – отмечает бывший прокурор округа Манхэттен Джон Москоу. Разбираться с наследием Спитцера предстоит 48-летнему Куомо, сыну Марио Куомо, бывшего губернатором Нью-Йорка в 1983–1995 гг.

Куомо окончил Albany Law School, работал в администрации отца, когда тот был губернатором, затем – помощником прокурора округа Манхэттен. В администрации Билла Клинтона Куомо был секретарем по жилищным вопросам, в 2002 г. баллотировался на пост губернатора Нью-Йорка.

Куомо уже дал понять, что начатое предшественником продолжать не намерен. “Такой же обязанностью, как выявление коррупции на Уолл-стрит, чем занимался Элиот, для прокурора штата является борьба с коррупцией в правительстве”, – утверждает Куомо. Время пузыря на фондовом рынке и корпоративных скандалов осталось в прошлом, добавляет он. И основными приоритетами называет борьбу с мошенничеством в здравоохранении, нелегальной продажей оружия и коррупцией в правительстве.

Но разбираться с корпоративными скандалами Куомо все же придется. Первым станет дело о вознаграждении бывшего руководителя Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) Ричарда Грассо. Иск против Грассо, которому NYSE выплатила астрономические для некоммерческой организации $187,5 млн, подал в 2004 г. Спитцер, потребовав вернуть $100 млн. Куомо этот вопрос не комментирует.

Эксперты сходятся во мнении, что Куомо попытается использовать пост прокурора штата как трамплин для дальнейшей карьеры. “Я бы очень удивился, если бы он отказался играть по правилам, которые уже доказали свою эффективность”, – говорит бывший помощник окружного прокурора Манхэттена Томас Карран. Некоторые предрекают Куомо борьбу за пост сенатора, если Хилари Клинтон решит баллотироваться на пост президента США. (WSJ, 11.11.2006, Татьяна Бочкарева)