Бесконечная тяжба


Соглашение на поставку шести Ил-96 “Аэрофлот” заключил с ИФК еще в 1999 г. Но контракт до сих пор не исполнен. После шести лет препирательств компании только в июне 2005 г. подписали договор об условиях финансирования заказа. К началу 2006 г. “Аэрофлот” по этому договору так и не начал оплату самолетов, каждый из которых должен был обойтись ему примерно в $54 млн. Весной “Аэрофлот” потребовал от ИФК банковской гарантии, чтобы начать платежи. ИФК отказалась, и летом обе компании подали друг на друга в суд. “Аэрофлот” требовал гарантии, ИФК – полного пересмотра условий финансирования, для чего лизинговая компания решила оспорить один из шести договоров займа, по которому “Аэрофлот” должен был заплатить ей $2,75 млн аванса за первый Ил-96.

Вчера ИФК одержала первую победу в этом процессе. Арбитражный суд Москвы отклонил иск “Аэрофлота” и аннулировал договор, который оспаривала ИФК. “Суд признал требования “Аэрофлота” надуманными, так что, если он действительно хочет купить у нас самолеты, ему придется сесть за стол переговоров и договориться о новых условиях финансирования, которые за год уже устарели”, – заявил “Ведомостям” начальник юридического управления ИФК Александр Плотников. Впрочем, “Аэрофлот” намерен оспаривать это решение во всех инстанциях, парирует правовой директор авиакомпании Борис Елисеев. А пока длится процесс, контракт так и не будет исполнен.

Четыре года назад “Аэрофлот” и ИФК уже судились по условиям оплаты тех же Ил-96. Еще в 1999 г. компании договорились, что “Аэрофлот” за 15 лет выплатит за каждый лайнер примерно $45 млн. Но затем почти три года они обсуждали компоновку самолетов и другие условия поставки, и ИФК в 2002 г. в итоге также решила, что прежнее соглашение успело устареть. Лизинговая компания посчитала, что самолеты подорожали примерно на треть, и стала добиваться пересмотра цены в суде. В первой инстанции ИФК выиграла, но в 2003 г. суд надзорной инстанции отменил предыдущие решения. ИФК решила не повторять весь процесс снова, подписав в итоге новый договор с “Аэрофлотом” только в 2005 г.

Новый процесс компаний может растянуться от полугода до полутора лет, отмечает партнер юрфирмы “Юст” Артур Рохлин. “А вся история с контрактом “Аэрофлота” похожа уже на театр абсурда и дискредитирует все стороны процесса, включая основного акционера обеих компаний – государство”, – смеется гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

В 1998 г. “Аэрофлот” пообещал Минэкономразвития контракт на эти шесть Ил-96, получив от правительства право на беспошлинный ввоз 27 иностранных лайнеров. Министерство неоднократно напоминало об этом “Аэрофлоту”, грозя взыскать с него почти $400 млн, сэкономленных от этой льготы, напоминает Рыбак. Однако пока эти угрозы так и не были выполнены.