В Лондон за царскими подарками


Сомовская “Русская пастораль”, написанная в Париже в 1922 г., ушла после телефонных переговоров под аплодисменты зрительного зала. Милая картина с иронически-фривольным сюжетом (пастух осторожно, но с вдохновением трогает голые ноги спящей под кустом молодой селянки) побила прошлогодний рекорд натюрморта Ильи Машкова ($3,6 млн). Долго ли новый рекорд продержится, пока не ясно: русская антикварная неделя в Лондоне хотя и подходит к финалу, но не кончилась – Christie’s свои торги продолжает.

В чем причина финансового успеха такого в общем-то не великого произведения очень хорошего, но не самого лучшего из русских художников – сказать трудно. Эстимейт картины был скромный – 200 000–300 000 фунтов. Произведения Сомова того же времени и на тот же игривый сюжет, выставленные в апреле этого года на нью-йоркских русских торгах Sotheby’s, даже близко к цене “Русской пасторали” не подобрались. Похоже, единственный точный прогноз к зарубежным торгам русским искусством – что имя нового рекордсмена непрогнозируемо.

Так, в начале этой русской недели в Лондоне аукционный дом Bonhams продал “Маленькую портниху” салонного художника XIX в. Алексея Харламова за 610 400 фунтов стерлингов ($1,16 млн). Это был козырной лот аукционного дома, его фотография украшала обложку каталога, но эстимейт (200 000–300 000 фунтов стерлингов) свидетельствует, что организаторы не предполагали, что Харламов пополнит список русских художников-миллионщиков.

Но есть на плохо предсказуемом и лихо развивающемся рынке русского антикварного искусства и постоянные лидеры – роскошные кабинетные вазы Императорского фарфорового завода. Самым дорогим лотом на лондонских русских торгах Sotheby’s, закончившихся во вторник, стала как раз пара таких фарфоровых ваз – 2,24 млн фунтов стерлингов. Вазы были подарены императором Николаем I послу Франции в России. Напомним, что пара ваз, подаренных тем же императором английскому послу, полгода назад была продана в Лондоне за 2,8 млн фунтов. Тогда же лидером аукционных продаж неожиданно стал художник Александр Яковлев с двумя работами китайского цикла, так что продажа его картины “Три женщины в театральной ложе” (Пекинской оперы) за 1 млн фунтов стерлингов уже не стала сенсацией. Как и очередная ню Зинаиды Серебряковой, ушедшая за 882 000 фунтов. Чувственные обнаженные девушки этой художницы уже продавались за подобную сумму.

На высоте оказалась и цена за шкатулку из мастерской Карла Фаберже (подарок Николая II французскому дипломату) – 926 000 фунтов стерлингов. Пока, правда, нет сведений о судьбе каминных часов той же фирмы, подарка к серебряной свадьбе Александра III, – самого дорогого, по предварительной оценке (4–6 млн фунтов), лота на торгах Christie’s.

Сумма, на которую Sotheby’s продал на этой неделе русского искусства, превышает 20 млн фунтов стерлингов. Завтра свои итоги подведет Christie’s, и они тоже наверняка окажутся впечатляющими. Цены на русское искусство будут стремиться ввысь и ставить рекорды – русские императоры были щедры на подарки европейским послам.