По следам Госстраха


В 2006 г. “Росгосстрах” вышел на украинский рынок, а до него своими компаниями там обзавелись “РЕСО-Гарантия”, “Росно”, “Ингосстрах”, “Русский стандарт” и др. У российской страховой группы “Капиталъ” “Росгосстрах” купил компанию “Надра”, которую переименовал в “Провидну”. Теперь совладелец “Росгосстраха” Данил Хачатуров рассказал, как будет развиваться его украинский бизнес.

“К 2009 г. мы хотим иметь [на Украине] 12 260 сотрудников, 534 центра продаж и 25 филиалов, быть в каждом крупном городе и селе, т. е. воссоздать былую сеть Госстраха, как в России”, – цитирует “Интерфакс” гендиректора “Росгосстраха”. А пока у “Провидны” девять филиалов и 53 точки продаж. Хачатурова не устраивает нынешняя доля компании на украинском рынке (1,9%), и он планирует увеличить ее более чем в семь раз – до 15%. Через три года, по его расчетам, украинский рынок может вырасти с нынешних $800 млн до $3 млрд. Получается, что 15%-ная доля рынка составит $450 млн. “Страховая отрасль Украины, как и России, далека от насыщения и имеет потенциал для роста в разы, поэтому нынешняя небольшая доля “Провидны” не препятствие для выполнения амбициозной задачи”, – полагает президент Национальной страховой группы (НСГ) Юрий Решетняк.

Сейчас “Провидна” собирает $15 млн премии в год и через три года 15%-ной доли рынка будет достаточно, чтобы стать лидером на Украине, отмечает Хачатуров. Нынешнее первенство, по его словам, принадлежит компании “Оранта”, имеющей 8% рынка. В России “Росгосстрах” занимает 18% классического рынка страхования, если отбросить приходящиеся на схемы премии, подсчитал руководитель центра стратегических исследований “Росгосстраха” Алексей Зубец. По итогам девяти месяцев 2006 г. компания собрала 31,9 млрд руб. премии (без учета ОМС).

На развитие бизнеса “Провидны” уже потрачено $20 млн, общую сумму запланированных инвестиций Хачатуров назвать отказался. Вице-президент “Росгосстраха” Рафаел Минасбекян уточнил, что “это будут десятки миллионов долларов”. “Мы предложим спектр страховых продуктов, но будут и приоритетные: страхование имущества физлиц, ОСАГО и каско”, – говорит он.

Построить компанию без введения новых обязательных видов страхования непросто, ведь рынок на Украине уже поделен множеством игроков, отмечает заместитель гендиректора Страхового дома ВСК Евгений Уфимцев. Без самого массового продукта – автогражданки – большая агентская сеть компании не нужна, рассуждает гендиректор компании “Росно Украина” Константин Бергманн. Дело в том, что закон об ОСАГО на Украине почти не работает – правоохранительные органы не проверяют полис у водителей. В итоге страховку имеет всего четверть автовладельцев страны и половина из них покупает краткосрочный полис лишь для прохождения техосмотра, отмечает Бергманн. Будет должный контроль исполнения закона об ОСАГО – у “Провидны” появится и возможность увеличить свои сборы за счет автострахования, говорит Уфимцев из Страхового дома ВСК. А опыт “Росгосстраха” в построении гигантской страховой системы и управлении ею в данном случае очевидное конкурентное преимущество компании, резюмирует Решетняк из НСГ.