Покупайте нижегородское


О том, что правительство Нижегородской области намерено издать закон, определяющий нормы продажи товаров местного производства в торговых сетях, в конце прошлой недели заявила Ирина Живихина, замгубернатора по развитию имущественно-земельных отношений. По ее словам, местных товаров на полках магазинов должно быть не менее 50%. Первый замдиректора государственно-правового департамента областного правительства Леонид Литвиненко подтвердил, что такой закон у них в настоящее время разрабатывается. А замруководителя нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Юрий Гребнев утверждает, что аналогичный закон сейчас готовится в Госдуме РФ. Нарушения антимонопольного законодательства не произойдет, если областной закон не будет противоречить федеральному, говорит чиновник.

Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров отметил, что закон, который сейчас готовится на федеральном уровне, предусматривает квоты только для продовольственных рынков, но не для сетевых магазинов. Глава департамента Минэкономразвития Андрей Клепач уточнил, что закон о розничных рынках, который уже прошел первое чтение в Госдуме, требует, чтобы на рынках продавалось не менее 20% российских товаров. Отдельные области могут поднять эту планку, говорит чиновник, но она должна касаться всех российских товаров, а не только нижегородских. ФАС не допустит ограничений по свободному перемещению товаров на территории РФ, подчеркнул Кашеваров. Правда, он еще не видел нижегородского законопроекта и допускает, что там будут содержаться лишь рекомендации для ритейлеров.

Производители не прочь заполнить местные магазины своей продукцией. Директор птицефабрики “Сеймовская” Артур Холдоенко считает, что нижегородские производители смогут поставить сетям 50% ассортимента. А товарам, которые в области не производятся, вполне хватит оставшегося на полках места. Гарантированный сбыт позволит предприятиям расширить производство, радуется Холдоенко.

Директор по развитию сети гипермаркетов “Карусель” Сергей Самойлов называет инициативу нижегородских чиновников утопией. “Невозможно закупить продукцию в таком количестве у местных поставщиков, это просто невыполнимо, – удивляется он. – Чтобы выполнить подобное требование, сети придется сократить ассортимент с 20 000 до, допустим, 4000 наименований и закупить многие продукты в несколько раз дороже”. Впрочем, директор нижегородского ТД “Народный” Василий Пушкин утверждает, что в его сети доля местных производителей уже составляет 50%. Но и он признает, что некоторая местная продукция, например сахар и куриные окорочка, не выдерживает конкуренции с привозной. Сети не должны полностью брать на себя бремя по продвижению нижегородских товаров, поэтому вместо запретительных мер для ритейлеров следует стимулировать предприятия выпускать качественную и недорогую продукцию, советует бизнесмен.

Замруководителя корпоративной практики юридической фирмы “Вегас-Лекс” Александра Васюхнова считает, что в готовящемся законе “есть признаки нарушения антимонопольного законодательства”, поскольку органы власти не имеют права указывать хозяйствующим субъектам, какие товары они должны приобретать для реализации. “Это хорошо, что [нижегородский губернатор Валерий] Шанцев стал патриотом своей новой малой родины, но планируемая мера абсолютно неконституционная. Российская Федерация представляет собой единое экономическое пространство, т. е. в каждой отдельной губернии не могут существовать свои порядки, ограничивающие деятельность предпринимателей”, – согласен управляющий партнер компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Сергей Пепеляев.

Васюхнова не смогла вспомнить, чтобы подобные законы действовали или готовились в других регионах. Источник в министерстве экономики Ростовской области говорит, что местные производители часто сами не стараются адаптироваться к рыночным условиям, например выпускать товар в упаковке со штрих-кодом. Поэтому ростовские власти призывают предприятия “подтягиваться к требованиям сетей”. Чиновник из самарского министерства сельского хозяйства утверждает, что в Самаре никогда не пытались насильно заставить ритейлеров продавать местные товары.