Рублевые места


Участники рынка более сдержанно оценивают законопроект. “Конечно, это увеличит наши продажи, но незначительно, – говорит пресс-секретарь S7 Airlines Илья Новохатский. – Ведь большинство клиентов сразу берут билеты туда-обратно в российском отделении”. “Могут возникнуть технические сложности: что делать с рублями, которые мы получим за рубежом? Нужно будет переводить их на родину, а это дополнительные расходы”, – тревожится замгендиректора “Аэрофлот – Российские авиалинии” Лев Кошляков. Проект не учел главное пожелание перевозчиков: не дал им возможность рассчитываться с нерезидентами напрямую со счетов, открытых за рубежом, полагает еще один участник рынка. “При переводе денег из российского отделения мы все равно будем терять на конвертации”, – сетует он.

В пятницу Госдума в первом чтении одобрила поправки в закон о валютном регулировании и валютном контроле. Сейчас закон содержит закрытый перечень валютных операций между резидентами и нерезидентами за рубежом. Например, расчеты по договорам транспортной экспедиции или покупки в магазинах беспошлинной торговли, рассказывает адвокат МКА “Яковлев и партнеры” Игорь Дубов.

Оплата перевозки пассажиров и их багажа, расчеты компаний с иностранными государствами за обслуживание транспортных средств, а также взимание аэропортовых, аэронавигационных, портовых и других сборов проводится на основании специального разрешения Центробанка. Но срок действия разрешения истекает 1 января 2007 г. Это означает, что граждане и представительства юрлиц за рубежом вынуждены будут покупать билеты только у иностранных компаний. А при первой же попытке заплатить, например, аэропортовые сборы российские перевозчики автоматически подпадут под административную ответственность, предупреждает партнер коллегии адвокатов “Барщевский и партнеры” Владимир Букарев.

Чтобы не возникло нелепой ситуации, депутаты поправили валютное законодательство. “Мы меняем ведомственную процедуру на долгосрочную законодательную”, – гордится автор законопроекта, член бюджетного комитета Александр Бездольный. Впрочем, поправки не только узаконят уже сложившуюся практику – документ позволит россиянам, находящимся за границей, покупать билеты не только за валюту, но и за рубли. Это соответствует мировой практике: в Европе и США авиакомпания принимает оплату в удобной для клиента валюте, говорит Букарев.

Согласно законопроекту сами перевозчики при расчете с нерезидентами смогут расплатиться наличными или перечислить деньги со счетов, открытых в России (сейчас они должны со своего зарубежного счета перечислять деньги на российский, а потом – на счет нерезидента). Бездольный надеется, что принятие документа убьет сразу двух зайцев: повысит конвертируемость рубля и даст российским компаниям конкурентные преимущества на рынке международных перевозок.

Железнодорожных перевозчиков поправки не коснутся. У РЖД нет филиалов за рубежом, у нас действуют двусторонние соглашения с партнерами из других стран, объясняет замначальника департамента корпоративных финансов РЖД Евгений Ковырнов. В рамках агентского договора мы согласовываем с ними тарифы, а в стоимость билета включена плата за обслуживание поезда.

Бездольный рассчитывает, что Госдума примет поправки в третьем чтении 24 декабря, а 26 декабря их успеет утвердить Совет Федерации. Но если даже президент подпишет документ после Нового года, он все равно начнет действовать задним числом – с 1 января, успокаивает депутат.