Суд признал “Евро-3” нормой


Войну с бензоторговцами правительство Москвы развязало в конце 2004 г., выпустив постановление № 952-пп “О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками”. В нем установлены экологические требования к топливу, в частности, содержание свинца не должно было превышать 5 мг на литр, что соответствует стандарту “Евро-3”. На федеральном уровне технический регламент, узаконивающий стандарт “Евро-3”, планируется ввести только в 2008 г. Тем не менее с начала 2005 г. департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы начал проверки АЗС и на основании городского закона “Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям” стал штрафовать тех, чье топливо не укладывается в рамки. Сначала размер штрафа составлял 200 000 руб., а в этом году вырос до 300 000 руб.

Бензоторговцы постановление мэрии сочли незаконным. Минпромэнерго и прокуратура Москвы признали их правоту, и последняя внесла в столичное правительство представление об отмене постановления № 952-пп. В ответ чиновники немного его изменили, оставив главное – обязательность к исполнению утвержденных им характеристик топлива.

Тогда прокуроры обратились в Мосгорсуд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным пункта постановления, фиксирующего обязательность выполнения московских требований. Федеральным законом “О техническом регулировании” полномочия по установлению обязательных требований к продукции и изданию нормативных правовых актов в области технического регулирования предоставлены только федеральным органам власти, подчеркивается в иске.

В отзыве на иск чиновники возразили, что закон “Об охране атмосферного воздуха” дает право региональным властям “вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории”. И в итоге 26 декабря Мосгорсуд принял сторону правительства Москвы и оставил без удовлетворения заявление горпрокуратуры. Ее представитель воздержался от комментариев и сказал, что решение о дальнейших действиях будет принято после получения мотивировочной части вердикта суда.

Доходы столичной казны от бензиновых штрафов невелики. По данным департамента мэрии по охране окружающей среды, за 11 месяцев 2006 г. было вынесено 36 постановлений о штрафах на общую сумму 10 млн руб. Из них оплачено 12 штрафов на 3,4 млн руб., по остальным либо не истек срок оплаты, либо они оспариваются.

Но для отдельно взятой АЗС эта санкция ощутима. По оценке президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, сумма штрафа примерно соответствует шестидневной прибыли средней заправки. “Дело даже не в деньгах, – продолжает он. – Проблема в том, что продавцы доброкачественного, но не соответствующего московским требованиям топлива попадают в черные списки оштрафованных и постепенно происходит подмена понятий: сначала говорят о неэкологичном топливе, потом – о некачественном и наконец – о суррогате. Но все это разные вещи, различить которые рядовой потребитель не всегда в состоянии”.

“Вряд ли удастся избавиться от суррогатного бензина административными мерами”, – уверен аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. По его мнению, следует как минимум уравнять акцизы на все виды топлива, с тем чтобы устранить стимулы для нелегального производства высокооктановых бензинов из низкооктановых. В идеале же, говорит Борисов, акцизы должны быть дифференцированы в обратном относительно существующего направлении: чем выше качество топлива, тем ниже акциз.