Маленький гигант


Музыкант Джонни Гриффин прославился в середине 50-х, когда вместе с товарищами ковал новый джаз – агрессивный и энергичный. В те чудесные времена это была самая что ни на есть актуальная музыка, и парни в брюках-дудочках в обнимку с девчонками в юбках колоколом шикарно подкатывали к джазовым клубам в розовых «кадиллаках» с открытым верхом. Помните эпизод из фильма «Талантливый мистер Рипли», где Джуд Лоу (он ведь тоже мечтает играть на саксе!) взбирается на сцену и поет вместе с музыкантами? Вот в такой атмосфере безбашенной радости и проходили тогдашние джазовые концерты. И надо сказать, что Джонни Гриффину как-то удалось донести ту радость до наших дней. Его концерт – это прежде всего чрезвычайно веселое мероприятие.

Еще мелочи. Джонни, мягко говоря, совсем небольшого роста, а играет на тенор-саксофоне – весьма немаленьком инструменте. Шуткам на эту тему он раз и навсегда положил конец, назвав одну свою пластинку The Little Giant – «Маленький гигант». Гриффин еще в 60-х перебрался из США в Европу, живет помещиком на юге Франции, до недавнего времени сам возделывал огород. Через два месяца ему исполнится 79.

Инструмент. Тенор-сакс не только большой, но и очень богатый инструмент: у него огромный диапазон, он может петь, плакать и хохотать, отлично звучит в лиричных балладах, но при этом идеален для ураганной импровизации в сверхзвуковом темпе – и вот это как раз и есть главный конек Джонни.

Что будет играть. Чуть упрощая, можно сказать, что джазовый номер устроен так: сначала музыканты все вместе играют «тему» – аранжированную мелодию с аккомпанементом. А потом по очереди исполняют соло – импровизируют на эту тему. Импровизация может быть (и обычно бывает) в значительной степени подготовлена заранее, однако это не делает ее менее спонтанной: гроссмейстеры тоже тщательно готовятся к матчам, но все равно каждая партия уникальна. Солист как бы размышляет вслух, а аккомпанирующие музыканты (например, рояль, бас и барабаны) играют последовательность аккордов, сквозь которые тот пробирается, словно в какой-то затейливой компьютерной бродилке. Превыше всего ценится смелость и неожиданность решений. Хлопать полагается после каждого соло, однако одобрительные выкрики и аплодисменты не возбраняются и в любой другой момент – покажите солисту, что вы оценили его музыкальность и находчивость. Тем более что взаимный контакт артистов и публики – одна из самых обаятельных примет хорошего джазового концерта.

С кем будет играть. В понедельник Гриффин выступает в киноконцертном зале «Мир» с московским джаз-оркестром Виктора Лившица под управлением Владимира Андреева, а во вторник играет в джаз-клубе JVL с квартетом и несколькими солистами. Возможно, интереснее окажется последний концерт: ведь главный смысл комбо – маленького джазового ансамбля – это состязание солистов. Еще на заре джаза музыканты собирались в своем кругу после работы и играли до утра, выясняя по гамбургскому счету, кто из них круче. И в таких вот дружеских рубках Гриффин просто как рыба в воде. И то, что московские музыканты, с которыми он будет рубиться, годятся ему не то что в сыновья, а во внуки, их участи нимало не облегчит.

19 февраля, киноконцертный зал «Мир»,

Цветной б-р, 11, стр. 2, тел. 624 96 47

20 февраля, JVL, Новослободская ул., 14/19, стр. 7,

тел. 978 10 30