Рублевое шоссе


Чиновники намерены продолжить работу над проектом. Так, глава МЧС Сергей Шойгу на заседании правительства попросил учесть вопросы безопасности – например, дежурства пожарно-спасательных служб, передает “Интерфакс”. Министр транспорта Игорь Левитин пообещал решить эти вопросы в общем законопроекте об автомобильных дорогах. А первый вице-премьер Дмитрий Медведев заметил, что “желательно сначала общий закон принимать, а затем специальный”, но раз Минтранс уже подготовил документ, то можно “проекты синхронизировать в плане рассмотрения в Госдуме”.

По законопроекту платные магистрали не могут быть частными. Решение о строительстве федеральной дороги принимает правительство, региональной – власти субъекта Федерации, местной – органы местного самоуправления. Существующая дорога может стать платной только при условии ее реконструкции. Еще одно непременное условие – наличие или строительство бесплатного альтернативного проезда, протяженность которого (за редким исключением) не должна превышать длину платной дороги более чем в 1,5 раза.

Предполагается, что дороги будут строиться и обслуживаться по концессионным соглашениям. Это не обязательное условие, но даже у благополучных государств не хватает денег для строительства дорог, отмечает сотрудник Минтранса. Существуют разные схемы: например, концессионер строит дорогу за свой счет, а потом государство постепенно выплачивает ему деньги за каждую проезжающую машину, не взимая при этом плату с водителей. По другой схеме плату взимает сам концессионер. Для каждого проекта будет выбираться своя схема, отмечает чиновник.

Предельный размер арендной платы за землю установит правительство, а платы за проезд – собственник дороги на основе методики, утверждаемой правительством. Но конкретная цена “билета” будет определена концессионером. А специальные транспортные средства (например, “скорая помощь”) будут ездить бесплатно.

Впрочем, отсутствие специального закона не мешает появлению платных дорог уже сегодня, отмечает Юрий Зачек из Deloitte: достаточно действующего закона о концессионных соглашениях. В октябре 2006 г. правительство приняло решение о заключении до 30 июля 2007 г. концессионного соглашения по платной автодороге “Западный скоростной диаметр” в Санкт-Петербурге. А в аппарате правительства готовятся проекты платных дорог “Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58” и “МКАД – обход Одинцова – автодорога М1 “Беларусь”. В Северной столице будет построен под Невой Орловский тоннель.

Есть в России и действующие платные дороги: в Липецкой области – 20-километровый участок трассы М4 (проезд стоит 20 руб.), местные дороги в Псковской области и Барнауле. Наиболее перспективными могут стать федеральные проекты, а также дороги в Москве, Питере и на юге страны, считает сотрудник Минтранса. На большинстве местных дорог сегодня движение не настолько интенсивное, чтобы окупить затраты. Так, Воронежская область отказалась от платных дорог. Проект финансировался государством, но дорогами не пользовались активно, говорит начальник главного управления автодорог Воронежской области Егор Сисев. По его словам, сегодня обсуждается возможность создания платной трассы в Воронежской области на М4 на участке 260 км.

Чиновник Минтранса уверен, что дефицита в претендентах на участие в проектах не будет. Но пока государство предпочитает смешанный принцип финансирования проектов. Например, смета строительства Орловского тоннеля – 26,36 млрд руб. Из них концессионер заплатит не менее трети, а остальное дадут инвестфонд и городской бюджет. Возможность смешанного финансирования через выделение средств из инвестфонда может дестимулировать компании полностью проинвестировать проект, считает партнер ФБК Игорь Николаев.