“Волготанкер” сел на мель


На заседании Морской коллегии в среду руководитель Росморречфлота Александр Давыденко предложил начать процедуру банкротства “Волготанкера”. Присутствовавший там же вице-премьер правительства Сергей Иванов согласился, что единственным выходом из ситуации сейчас было бы скорейшее банкротство “Волготанкера”, рассказал источник из его окружения.

“Волготанкер” давно перестал работать. В октябре 2005 г. Самарский областной суд начал рассматривать иски налоговиков к компании (за 2001–2005 гг. они требуют доплаты в 3,9 млрд руб.) и в качестве обеспечительной меры арестовал весь ее флот. В итоге в прошлом году “Волготанкер” не смог начать навигацию, летом штат компании был почти полностью распущен. Акционеры компании – бывшие топ-менеджеры пароходства давно находятся в бегах, так как против них заведены уголовные дела (см. врез). Проходившие в прошлом году трижды собрания акционеров признаны несостоявшимися из-за неявки основных акционеров.

Инициировать процедуру банкротства предприятия может сам должник, любой кредитор или УФНС, объясняет ведущий юрист “Частного права” Наталья Мертвищева. Руководитель территориального управления ФНС по Самарской области Александр Бахмуров вчера заявил “Ведомостям”, что пока не получал указания инициировать процедуру банкротства компании. В УФНС, Росимуществе и Минтрансе вчера на запрос “Ведомостей” не ответили.

Еще в 2005 г. руководство “Волготанкера” созвало пресс-конференцию и заявило, что государство может забрать компанию себе, так как из-за претензий госорганов ее деятельность все равно парализована. Вчера и. о. гендиректора пароходства Владимир Пермяков заявил, что инициировать процедуру банкротства может только управляющая компания – “Волготанкер-АМС”, но она пока не обращалась в суд с заявлением о банкротстве пароходства. Исполнительный директор “Волготанкер-АМС” Владимир Пелевин вчера не стал комментировать тему возможного банкротства компании, сказав, впрочем, что она будет исполнять любые решения государства. Источник “Ведомостей” в “Волготанкере” рассказал, что альтернативы у компании действительно нет и она сможет начать навигацию только после банкротства и, как следствие, прихода нового собственника.

Партнер “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Максим Кульков говорит, что после введения процедур банкротства “Волготанкера” пароходство сможет возобновить работу под контролем управляющего, аресты с его счетов и имущества будут сняты, а все существенные сделки будут контролироваться кредиторами. По данным “Волготанкера”, общая сумма ее кредиторской задолженности – 4,8 млрд руб. Если долги компании перед налоговиками будут признаны судом, то именно государство станет крупнейшим кредитором компании и сможет контролировать процесс банкротства.

Аналитик Reuter Александр Ершов считает, что в итоге контроль над “Волготанкером” не останется у государства, а достанется одной из частных компаний. По его мнению, в случае конкурсного производства на активы “Волготанкера” есть две основные группы покупателей – другие пароходства, заинтересованные в увеличении тоннажа, такие, как “Волга-Флот-Танкер” или Palmali, а также нефтяные компании, заинтересованные в перевозке нефтепродуктов по Волге, такие, как ТНК-BP или “Лукойл”.