ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Этот мифологический ориентир Кудрину подсказал нацпроект “Доступное жилье”. Там написано, что через три года до 30% россиян смогут с помощью своих или заемных средств купить себе квартиру. По данным Минрегионразвития, в 2004 г. позволить себе такую покупку с учетом цен на жилье, уровня доходов населения и ставок ипотечных кредитов могли 9% россиян.

Жилищный нацпроект изобилует показателями доступности: количество квадратных метров на человека, годовой объем ввода жилья, темпы снижения процентных ставок по кредитам и т. д. Но нет там ответа на вопрос, насколько доходы россиян должны опережать темпы роста цен на жилье, чтобы в 2010 г. треть из них могли позволить себе переехать в новую квартиру.

В I квартале благодаря теплой зиме строители сдали в 1,5 раза больше жилья, чем год назад. Но цены не останавливаются. За январь – март на первичном рынке они выросли на 6,5%, на вторичном – на 7% (Росстат). И это не Москва, где ставки уже давно перевалили за пределы доступного, это страна.

За I квартал в 38 регионах цены поднялись более чем на 10%. Растет везде – от Калининграда до Еврейской автономной области. На региональные рынки приходят московские застройщики, отложенный спрос провоцирует ажиотаж на любые новые дома, а развитие ипотеки все это только подстегивает. Строительный бум только начинается и будет продолжаться еще долго, подталкивая цены вверх. Зарплаты при этом за три года тоже должны вырасти почти в два раза, обещают чиновники. Но этот факт не добавляет прогнозу Кудрина реалистичности.

Как показывает пример Москвы, в ситуации с жильем действует фактор не только доступности, но и разумности. Несколько моих небедных знакомых могут купить квартиру в столице, но не хотят. Банкир-молодожен ждет, когда цены упадут процентов на 20, чтобы купить обычную двушку, и уверен, что сейчас его мечты близки к воплощению в жизнь. “Если смотреть еще и на качество строящихся квартир, то выгоднее снимать”, – уверен он. Его конкурент из другого инвестбанка долго выбирал между квартирой в центре и загородным домом да и вложил деньги в фондовый рынок до лучших времен. Еще один финансист облюбовал себе гнездо в элитном доме, но решил не покупать его, а снять. “Даже за $7000 в месяц это разумнее, чем покупка, и нет никаких долгосрочных причин, чтобы московские квартиры столько стоили”, – считает он. Формально Кудрин может быть прав. Но прежде чем называть жилье доступным, чиновникам следовало бы сначала исследовать, сколько годовых окладов россияне готовы потратить на заветную квартиру.